"Когда народ много знает, им трудно управлять" Лао Цзы
Наша система образования категорически устарела и просто необходимо внедрять новые, так сказать, западные методы обучения.
Такие мнения сегодня звучат все чаще, в частности, в таком же ключе высказался председатель правления Сбербанка России Грем Греф: "Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Вся модель образования должна быть радикально изменена... Мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний".
Нам дают понять, что советская система образования не оправдывает себя и, не объясняя в чем именно, упорно пытаются делать ставки на западную систему образования, чтобы наша страна не была, по определению Грефа, "дауншифтером".
Но мало кто знает, какая она на самом деле эта западная система образования, и как она изменилась в последнее время. Взять, например, Финляндию, которая во всех мировых рейтингах, отражающих уровень образования, занимает лидирующие позиции, а значит однозначно не "дауншифтер" в глазах Грефа. Так вот там недавно начали внедрять новую радикальную методологию образования в школах. Теперь там начнут преподавать не математику, физику, историю и другие школьные предметы, а обучать учеников конкретным темам и явлениям, которые, как они считают, им могут пригодиться в будущем. например, тема "работа официантом".
Конечно, никто и не подумал о том, что больший процент учеников, вплоть до выпускных экзаменов не может определиться, кем ему все-таки быть - физиком-ядерщиком или механиком.
Понятно, что официанту не нужна химия или физика в принципе, поэтому их и не будет, чтобы не "напихивать в детей огромное количество знаний"... Будут исключительно "нужные" официанту предметы, да и то в несколько обобщенном виде. Да и отличаться они будут такой своеобразной пропорцией и компоновкой: официанта научат считать, говорить по-английски и доброжелательно общаться с клиентами, а у автомеханика будут уроки слесарного мастерства, прикладная физика-химия и те же курсы корректного общения. Судя по всему, большинство гуманитарных предметов будет за пределами такого обучения. В принципе, зачем официанту история или литература? Читать, считать умеет и ладно.
Реформа, действительно, радикальная. И страшная: если ребенка всю школу учить на официанта, он действительно станет официантом, т.е. не нормальным образованным человеком, а калькулятором с функцией переводчика. Причем без вариантов поменять своё "предназначение" на какое-нибудь другое, так как он больше ничего не знает и делать не умеет, не обучен. В итоге можно получить общество лего-человечков, заточенных под определенные функции, и в большинстве своем не способных думать вне заложенных в них программ.
Но самое страшное не это, страшно то, что если реформа в Финляндии окажется успешной, то её начнут внедрять в других странах, возможно, и у нас.
Уже сейчас в России раздаются голоса госчиновников, считающих, что "Мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний".
Но именно эта "старая советская абсолютно негодная система" выдавала десятки тысяч выдающихся советских ученых и тысячи тысяч грамотных специалистов с широким кругозором интересов и соответственно широким выбором возможностей.
Но как раз эти показатели и не устраивают сейчас Грефа и его сторонников
Понятно, что времена СССР прошли и необходимо проводить реформу в сфере образования. Но нам нужна эффективная образовательная реформа, и уж точно не такая отупляющая как в Финляндии.