Как нас оскотинивают или современные СМИ и процессы упрощенчества. Главный фактор негативного воздействия современных СМИ на человека в том, что они формируют не только его взгляды и культурный багаж. Все это можно изменить, используя убеждения и обучение

Фото: ru-an.info

 

 

 

alexcrim Как нас оскотинивают или современные СМИ и процессы упрощенчества

http://narzur.ru/article/12621

 

 Главный фактор негативного воздействия современных СМИ на человека заключается в том, что они формируют не только его взгляды и культурный багаж. Все это можно изменить, используя убеждение и обучение. Современные медиа обладают возможностями разрушать саму способность воспринимать и перерабатывать информацию, упрощать модели функционирования психики человека, подавлять или не давать сформироваться его волевым качествам. Изменить данные характеристики гораздо сложнее, чем переубедить человека. И на порядок сложнее это сделать, если человек «воспитывается» СМИ с раннего детства. А главное, совершенно неизвестен ответ на весьма важный вопрос о том, кто и каким образом это будет делать.

Пассивность и поверхностность восприятия информации как черты процесса упрощенчества. Черты упрощенчества обнаруживаются не только в падении качества информации, транслируемой нашими СМИ - изменяются в худшую сторону и характеристики аудитории, которой эта информация транслируется. Существует расхожее мнение, часто повторяемое работниками медиаиндустрии, что СМИ, дескать, только подстраиваются под потребителя. «Это у потребителя примитивные вкусы, это он ленив и глуп, а мы всего лишь вынуждены приспосабливаться к нему и подавать информацию в удобной для него форме», – говорят они.

Это глубокое заблуждение.

Маркетологи, производители медиапродукции, внимательно изучают исследования психологов относительно особенностей восприятия информации человеком. Они ищут возможности наиболее эффективной передачи данных зрителю, изучают способы сломить его сопротивление (да-да, именно так!), повысить уровень влияния на зрителя и понизить уровень его критичности по отношению к транслируемой информации. Надо сказать, что в этом производители медиапродукции сильно преуспели.

 Все психические высшие психические функции стали объектом их внимания: память, мышление, речь, восприятие. Огромное значение придается изучению влияния информации на бессознательное человека. Производителям медиапродуцкции очень хочется эффективнее «доставлять информацию» до потребителя, минуя его сознание.

В процессе восприятия информации их также сильно интересует такая функция как внимание. Ее и хотелось бы обсудить в данной статье. Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание имеет органическую природу, оно естественно и присутствует даже у младенцев. Ребенок поворачивает голову на необычный шум, тянется к яркой игрушке — так он обращает свое непроизвольное внимание на эти объекты. Произвольное внимание - это продукт воспитания. Умение осознанно концентрировать и удерживать внимание на информации означает, что человек обретает власть над ней, самостоятельно ею распоряжается.

 Такая самостоятельность потребителя совершенно невыгодна для маркетологов и производителей медиа-продукции, цель которых – возможность маскимально влиять на аудиторию. Поэтому произвольное внимание стало объектом серьезных исследований.

 В шестидесятых годах 20 века психологи Леон Фестингер и Натан Макоби поставили любопытный эксперимент: члены студенческого сообщества слушали речь лектора, резко их критиковавшего. В одной группе студенты слушали спикера с полным вниманием и часто ему возражали. Во второй группе параллельно с речью спикера на экране транслировался немой художественный фильм, не имеющий никакого отношения к теме обсуждения. Как утверждают экспериментаторы, во второй группе спикеру удалось значительно сильнее повлиять на аудиторию.  «Вероятно так произошло, потому что занимательный фильм отвлек студентов от попытки опровергнуть убедительные доводы »,–пишут они. Оказалось, что при трансляции какой-либо информации влиять на аудиторию сложнее, если она воспринимает эту информацию с полным вниманием. Если же ввести в процесс передачи информации отвлекающий фактор, то уровень критичности к воспринимаемой информации снижается. Эти выводы взяли на вооружение современные рекламщики и маркетологи. Они стали наполнять свою рекламную продукцию дозированным количеством отвлекающей информации - музыкой, эротикой, несущественными деталями.

 Еще один способ атаковать способность концентрироваться — это сделать поток информации чрезвычайно динамичным, быстро меняющимся. Человеческое восприятие устроено таким образом, что внимание непроизвольно фокусируется на изменениях в обстановке, а не на том, что остается неизменным. Эту особенность восприятия, склонность человека в любую секунду переключить внимание на другой объект, активно эксплуатирует современное телевидение. Причем если раньше резкой сменой изображений и бешеной динамичностью сцен отличались именно рекламные ролики, то теперь все больше художественных фильмов снимается в той же клиповой манере подачи информации. Произвольная концентрация внимания, в отличие от непроизвольной, имеет важную характеристику: это волевое активное действие. При просмотре видеопродукции воля и активность сводится на нет, поскольку внимание человека бесконечно переключают и ведут в нужную сторону те, кто эту продукцию создал. Нужно подчеркнуть, что чрезвычайно высоким темпом передачи информации отличаются детские мультфильмы. Возможности остановить поток данных, осмыслить его с той или иной степенью глубины у зрителя, как правило, нет. Все больше и больше он привыкает к пассивному поведению в процессе восприятия информации.

 Не только видео, но и текстовая информация все больше строится по форме, не позволяющей долго на ней концентрироваться. Так тексты электронных СМИ ( в особенности новостных агентств) становятся все более короткими, они часто наводнены ссылками и яркими рекламными вставками, отвлекающими внимание и предлагающими переключиться на другой объект. Сформированную в таких условиях модель функционирования психики известный российский психолог Рада Грановская называет клиповым мышлением». По ее мнению, клиповое мышление сейчас начинает формироваться с раннего возраста.  «На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников», –  пишет она.

 На восприятие информации в форме быстро текущего потока мозг тратит значительно меньше энергии. Человек привыкает к такой модели существования в информационном пространстве и переключиться на другую ему становится сложнее, даже если когда-то он умел успешно справлялся с задачами, требующими длительной и глубокой концентрации внимания. А главное, что ему всячески мешают это сделать, поскольку сознание его постоянно бомбардируется все новыми порциями информации и он вынужден переключаться чтобы обратить на нее внимание. Что касается детей, то у них постепенно отнимается сама возможность научиться концентрироваться длительное время, поскольку вся информация, от развлекательной до обучающей, все больше строится на принципах постоянного переключения внимания.

 Ученые утверждают, что современные молодые люди воспринимает значительно больший объем информации, чем представители поколения сформировавшегося до эпохи бурного развития телерадиовещания. Говорится также, что и скорость восприятия информации сильно возросла. В то же время о том, что увеличение объема и скорости восприятия информации может негативно влиять на процессы мышления, западные исследователи, часто ангажированные крупными медиакопорациями, предпочитают не афишировать.

 Производители медиапродукции и маркетологи прекрасно знают, что скорость восприятия обратно пропорциональна критичности человека по отношению к траслируемой информации. Но маркетологам нужен идеальный потребитель – пассивное, безвольное и поверхностное существо, с начисто лишенной способностью критически воспринимать информацию и решать сложные задачи. И у него для этого есть очень эффективный и очень опасный инструмент.

 

 Ссылка на источник
 
По теме
На фото: парад украинских националистов в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) в честь визита генерал-губернатора Польши рейхсляйтера Ганса Франка, октябрь 1941 г. - КПРФ На фото: парад украинских националистов в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) в честь визита генерал-губернатора Польши рейхсляйтера Ганса Франка, октябрь 1941 г. (Фото: wikipedia.org)     Сталин против УПА:
27.05.2018
В рамках Петербургского международного экономического форума подписано между Карачаево-Черкесией и Агентством стратегических инициатив, касающееся внедрения практик социально-экономического развития.
27.05.2018
 
Туристам на заметку - МЧС России Согласно пункту 5 статьи 9 «О некоторых вопросах туристской деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» при осуществлении самодеятельного туризма, связанного с прохождением маршрутов,
27.05.2018
 
Юрий БОЛДЫРЕВ: Правительство «прорыва»? Как правильно описать происходящее после выборов? Напористое наступление на права трудящихся – всех нас, большинства сограждан? Или просто реализация давно задуманных планов: без необходимости выглядеть «хорошими»? - КПРФ       Правительство «прорыва»? Как правильно описать происходящее после выборов?
26.05.2018
Внедрение программного комплекса Астра - Министерство труда и социального развития В период с 15 по 17 мая Министерство труда и социального развития КЧР по руководством заместителя министра Кемала Хачирова совместно с представителями компании-разработчика АСС-Бизнес Софт провели ряд совещаний по внедре
25.05.2018
Бывший замначальника УМВД РФ по Черкесску Руслан Рахаев в последнем слове на суде 24 мая перечислил нестыковки, которые, по его мнению, есть в материалах дела об избиении задержанного до смерти.
25.05.2018 Кавказский узел
Юбилей выдающегося педагога - Усть-Джегутинский муниципальный район 25 мая  2018 года, в большом зале  МДШИ, состоялось чествование юбиляра, Заслуженного артиста КЧР, Заслуженного работника культуры РФ, руководителя оркестра «Сувенир» А. А. Згонникова.
25.05.2018 Усть-Джегутинский муниципальный район
«Земной поклон творцам Победы» ко Дню Победы. - Министерство культуры 8 мая РГКУ «Карачаево-Черкесская республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих» провела литературно-музыкальный вечер: «Земной поклон творцам Победы» ко Дню Победы.
25.05.2018 Министерство культуры
Тематический вечер, посвященный  61-годовщине  возвращения  карачаевского народа из мест депортации. - Министерство культуры В канун Дня возрождения карачаевского народа, отмечаемого 3 мая, отдел литературы по искусству Государственной  Национальной  библиотеки КЧР им.
25.05.2018 Министерство культуры
33198227_295981990940125_6024211542726148096_n - Politika09.Com Ребята завоевали шесть медалей, но остались без золота На Всероссийском фестивале, проходящем во Владикавказе и собравшем юных спортсменов со всего Северного Кавказа, представители КЧР завоевали шесть медалей.
27.05.2018 Politika09.Com
JPG Файл - МВД Карачаево-Черкесской Республики «Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев в рамках рабочей поездки по городам-организаторам Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 посетил Ростов-на-Дону»,
25.05.2018 МВД Карачаево-Черкесской Республики
27 мая по ул. Пятигорское шоссе г. Черкесска водитель «ВАЗ-211540» при выезде с прилегающей территории АЗС допустил столкновение с мотоциклом «HONDA», за рулем которого находился 24-летний житель г. Черкесска.
27.05.2018 МВД Карачаево-Черкесской Республики
27 мая по ул. Пятигорское шоссе г. Черкесска водитель «ВАЗ-211540» при выезде с прилегающей территории АЗС допустил столкновение с мотоциклом «HONDA», за рулем которого находился 24-летний житель г. Черкесска.
27.05.2018 МВД Карачаево-Черкесской Республики