Новости города БезФормата.Ru
Черкесск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Как нас оскотинивают или современные СМИ и процессы упрощенчества. Главный фактор негативного воздействия современных СМИ на человека в том, что они формируют не только его взгляды и культурный багаж. Все это можно изменить, используя убеждения и обучение

Как нас оскотинивают или современные СМИ и процессы упрощенчества. Главный фактор негативного воздействия современных СМИ на человека в том, что они формируют не только его взгляды и культурный багаж. Все это можно изменить, используя убеждения и обучение - КПРФ
Фото: ru-an.info

 

 

 

alexcrim Как нас оскотинивают или современные СМИ и процессы упрощенчества

http://narzur.ru/article/12621

 

 Главный фактор негативного воздействия современных СМИ на человека заключается в том, что они формируют не только его взгляды и культурный багаж. Все это можно изменить, используя убеждение и обучение. Современные медиа обладают возможностями разрушать саму способность воспринимать и перерабатывать информацию, упрощать модели функционирования психики человека, подавлять или не давать сформироваться его волевым качествам. Изменить данные характеристики гораздо сложнее, чем переубедить человека. И на порядок сложнее это сделать, если человек «воспитывается» СМИ с раннего детства. А главное, совершенно неизвестен ответ на весьма важный вопрос о том, кто и каким образом это будет делать.

Пассивность и поверхностность восприятия информации как черты процесса упрощенчества. Черты упрощенчества обнаруживаются не только в падении качества информации, транслируемой нашими СМИ - изменяются в худшую сторону и характеристики аудитории, которой эта информация транслируется. Существует расхожее мнение, часто повторяемое работниками медиаиндустрии, что СМИ, дескать, только подстраиваются под потребителя. «Это у потребителя примитивные вкусы, это он ленив и глуп, а мы всего лишь вынуждены приспосабливаться к нему и подавать информацию в удобной для него форме», – говорят они.

Это глубокое заблуждение.

Маркетологи, производители медиапродукции, внимательно изучают исследования психологов относительно особенностей восприятия информации человеком. Они ищут возможности наиболее эффективной передачи данных зрителю, изучают способы сломить его сопротивление (да-да, именно так!), повысить уровень влияния на зрителя и понизить уровень его критичности по отношению к транслируемой информации. Надо сказать, что в этом производители медиапродукции сильно преуспели.

 Все психические высшие психические функции стали объектом их внимания: память, мышление, речь, восприятие. Огромное значение придается изучению влияния информации на бессознательное человека. Производителям медиапродуцкции очень хочется эффективнее «доставлять информацию» до потребителя, минуя его сознание.

В процессе восприятия информации их также сильно интересует такая функция как внимание. Ее и хотелось бы обсудить в данной статье. Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание имеет органическую природу, оно естественно и присутствует даже у младенцев. Ребенок поворачивает голову на необычный шум, тянется к яркой игрушке — так он обращает свое непроизвольное внимание на эти объекты. Произвольное внимание - это продукт воспитания. Умение осознанно концентрировать и удерживать внимание на информации означает, что человек обретает власть над ней, самостоятельно ею распоряжается.

 Такая самостоятельность потребителя совершенно невыгодна для маркетологов и производителей медиа-продукции, цель которых – возможность маскимально влиять на аудиторию. Поэтому произвольное внимание стало объектом серьезных исследований.

 В шестидесятых годах 20 века психологи Леон Фестингер и Натан Макоби поставили любопытный эксперимент: члены студенческого сообщества слушали речь лектора, резко их критиковавшего. В одной группе студенты слушали спикера с полным вниманием и часто ему возражали. Во второй группе параллельно с речью спикера на экране транслировался немой художественный фильм, не имеющий никакого отношения к теме обсуждения. Как утверждают экспериментаторы, во второй группе спикеру удалось значительно сильнее повлиять на аудиторию.  «Вероятно так произошло, потому что занимательный фильм отвлек студентов от попытки опровергнуть убедительные доводы »,–пишут они. Оказалось, что при трансляции какой-либо информации влиять на аудиторию сложнее, если она воспринимает эту информацию с полным вниманием. Если же ввести в процесс передачи информации отвлекающий фактор, то уровень критичности к воспринимаемой информации снижается. Эти выводы взяли на вооружение современные рекламщики и маркетологи. Они стали наполнять свою рекламную продукцию дозированным количеством отвлекающей информации - музыкой, эротикой, несущественными деталями.

 Еще один способ атаковать способность концентрироваться — это сделать поток информации чрезвычайно динамичным, быстро меняющимся. Человеческое восприятие устроено таким образом, что внимание непроизвольно фокусируется на изменениях в обстановке, а не на том, что остается неизменным. Эту особенность восприятия, склонность человека в любую секунду переключить внимание на другой объект, активно эксплуатирует современное телевидение. Причем если раньше резкой сменой изображений и бешеной динамичностью сцен отличались именно рекламные ролики, то теперь все больше художественных фильмов снимается в той же клиповой манере подачи информации. Произвольная концентрация внимания, в отличие от непроизвольной, имеет важную характеристику: это волевое активное действие. При просмотре видеопродукции воля и активность сводится на нет, поскольку внимание человека бесконечно переключают и ведут в нужную сторону те, кто эту продукцию создал. Нужно подчеркнуть, что чрезвычайно высоким темпом передачи информации отличаются детские мультфильмы. Возможности остановить поток данных, осмыслить его с той или иной степенью глубины у зрителя, как правило, нет. Все больше и больше он привыкает к пассивному поведению в процессе восприятия информации.

 Не только видео, но и текстовая информация все больше строится по форме, не позволяющей долго на ней концентрироваться. Так тексты электронных СМИ ( в особенности новостных агентств) становятся все более короткими, они часто наводнены ссылками и яркими рекламными вставками, отвлекающими внимание и предлагающими переключиться на другой объект. Сформированную в таких условиях модель функционирования психики известный российский психолог Рада Грановская называет клиповым мышлением». По ее мнению, клиповое мышление сейчас начинает формироваться с раннего возраста.  «На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников», –  пишет она.

 На восприятие информации в форме быстро текущего потока мозг тратит значительно меньше энергии. Человек привыкает к такой модели существования в информационном пространстве и переключиться на другую ему становится сложнее, даже если когда-то он умел успешно справлялся с задачами, требующими длительной и глубокой концентрации внимания. А главное, что ему всячески мешают это сделать, поскольку сознание его постоянно бомбардируется все новыми порциями информации и он вынужден переключаться чтобы обратить на нее внимание. Что касается детей, то у них постепенно отнимается сама возможность научиться концентрироваться длительное время, поскольку вся информация, от развлекательной до обучающей, все больше строится на принципах постоянного переключения внимания.

 Ученые утверждают, что современные молодые люди воспринимает значительно больший объем информации, чем представители поколения сформировавшегося до эпохи бурного развития телерадиовещания. Говорится также, что и скорость восприятия информации сильно возросла. В то же время о том, что увеличение объема и скорости восприятия информации может негативно влиять на процессы мышления, западные исследователи, часто ангажированные крупными медиакопорациями, предпочитают не афишировать.

 Производители медиапродукции и маркетологи прекрасно знают, что скорость восприятия обратно пропорциональна критичности человека по отношению к траслируемой информации. Но маркетологам нужен идеальный потребитель – пассивное, безвольное и поверхностное существо, с начисто лишенной способностью критически воспринимать информацию и решать сложные задачи. И у него для этого есть очень эффективный и очень опасный инструмент.

 

 Ссылка на источник
Насколько эффективно используются меры господдержки, направленные на развитие сельскохозяйственной отрасли?
29.03.2017 ГТРК Черкесск
9 - КЧГУКафедра литературы и журналистики Института филологии провела мероприятие, посвященное современной литературе в сети Интернет.
29.03.2017 КЧГУ
В целях организации эффективного надзора за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с экономической деятельностью,
29.03.2017 Прокуратура г. Черкесска
Ведомство до сих пор не прокомментировало резонансный инцидент на улице Карачаевска.
28.03.2017 Politika09.Com
Дни Карачаево-Черкесии пройдут в Конгрессе Совета Европы - 09-News.RuВо французском Страсбурге в Конгрессе Совета Европы открылись дни Карачаево-Черкесии, которые приурочены к 25-летию республики, отмечает  09-news.ru .
28.03.2017 09-News.Ru
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Карачаево-Черкесской Республики информирует заявителей о том, что на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) доступны новые сервисы,
28.03.2017 Карачаевский Городской Округ
27 марта 2017 года комиссия УФАС по КЧР признала рекламу детского питания ненадлежащей.
28.03.2017 УФАС
Для воспитанников детского дома ребята подготовили целую программу: интерактивные игры, мастер-классы по рисованию и лепке из пластилина и даже танцевальный час.
28.03.2017 МВД Карачаево-Черкесской Республики
«Применение передовых мировых практик привлечения к ответственности конечных бенефициаров позволит исключить использование процедуры банкротства для уклонения от уплаты налогов.
28.03.2017 УФНС
dfhgber - Народное СобраниеВо второй день работы Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, который проходит в Стасбурге, состоялось торжественное открытие Дней Карачаево-Черкесии,
29.03.2017 Народное Собрание
В полицию обратился директор одной из страховых компаний. 22 февраля текущего года к ним поступило заявление о выплате страхового возмещения в связи с ущербом, возникшим в результате ДТП в ауле Али-Бердуковский.
29.03.2017 МВД Карачаево-Черкесской Республики
Мировой суд судебного участка № 1 по Карачаевскому району, согласившись с доказательствами, представленными государственным обвинением,  вынес приговор по уголовному делу в отношении Ансара Байрамукова.
29.03.2017 Прокуратура КЧР
Имя, принадлежащее истории - Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати      27 марта  2017 года в Государственной Национальной  библиотеке КЧР им.Х.Б.Байрамуковой состоялся юбилейный  вечер «Имя, принадлежавшее истории»,
28.03.2017 Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати
Лекции по повышению пенсионной грамотности провели в Адыге-Хабльском районе для работников школ - Пенсионный фондЧеркесск, 28 марта 2017 года. Специалисты УПФР в Адыге-Хабльском районе совместно с представителями Общероссийского народного фронта и профсоюзов продолжают информирование граждан об изменениях,
28.03.2017 Пенсионный фонд