Новости города БезФормата.Ru
Черкесск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Как нас оскотинивают или современные СМИ и процессы упрощенчества. Главный фактор негативного воздействия современных СМИ на человека в том, что они формируют не только его взгляды и культурный багаж. Все это можно изменить, используя убеждения и обучение

Как нас оскотинивают или современные СМИ и процессы упрощенчества. Главный фактор негативного воздействия современных СМИ на человека в том, что они формируют не только его взгляды и культурный багаж. Все это можно изменить, используя убеждения и обучение - КПРФ
Фото: ru-an.info

 

 

 

alexcrim Как нас оскотинивают или современные СМИ и процессы упрощенчества

http://narzur.ru/article/12621

 

 Главный фактор негативного воздействия современных СМИ на человека заключается в том, что они формируют не только его взгляды и культурный багаж. Все это можно изменить, используя убеждение и обучение. Современные медиа обладают возможностями разрушать саму способность воспринимать и перерабатывать информацию, упрощать модели функционирования психики человека, подавлять или не давать сформироваться его волевым качествам. Изменить данные характеристики гораздо сложнее, чем переубедить человека. И на порядок сложнее это сделать, если человек «воспитывается» СМИ с раннего детства. А главное, совершенно неизвестен ответ на весьма важный вопрос о том, кто и каким образом это будет делать.

Пассивность и поверхностность восприятия информации как черты процесса упрощенчества. Черты упрощенчества обнаруживаются не только в падении качества информации, транслируемой нашими СМИ - изменяются в худшую сторону и характеристики аудитории, которой эта информация транслируется. Существует расхожее мнение, часто повторяемое работниками медиаиндустрии, что СМИ, дескать, только подстраиваются под потребителя. «Это у потребителя примитивные вкусы, это он ленив и глуп, а мы всего лишь вынуждены приспосабливаться к нему и подавать информацию в удобной для него форме», – говорят они.

Это глубокое заблуждение.

Маркетологи, производители медиапродукции, внимательно изучают исследования психологов относительно особенностей восприятия информации человеком. Они ищут возможности наиболее эффективной передачи данных зрителю, изучают способы сломить его сопротивление (да-да, именно так!), повысить уровень влияния на зрителя и понизить уровень его критичности по отношению к транслируемой информации. Надо сказать, что в этом производители медиапродукции сильно преуспели.

 Все психические высшие психические функции стали объектом их внимания: память, мышление, речь, восприятие. Огромное значение придается изучению влияния информации на бессознательное человека. Производителям медиапродуцкции очень хочется эффективнее «доставлять информацию» до потребителя, минуя его сознание.

В процессе восприятия информации их также сильно интересует такая функция как внимание. Ее и хотелось бы обсудить в данной статье. Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание имеет органическую природу, оно естественно и присутствует даже у младенцев. Ребенок поворачивает голову на необычный шум, тянется к яркой игрушке — так он обращает свое непроизвольное внимание на эти объекты. Произвольное внимание - это продукт воспитания. Умение осознанно концентрировать и удерживать внимание на информации означает, что человек обретает власть над ней, самостоятельно ею распоряжается.

 Такая самостоятельность потребителя совершенно невыгодна для маркетологов и производителей медиа-продукции, цель которых – возможность маскимально влиять на аудиторию. Поэтому произвольное внимание стало объектом серьезных исследований.

 В шестидесятых годах 20 века психологи Леон Фестингер и Натан Макоби поставили любопытный эксперимент: члены студенческого сообщества слушали речь лектора, резко их критиковавшего. В одной группе студенты слушали спикера с полным вниманием и часто ему возражали. Во второй группе параллельно с речью спикера на экране транслировался немой художественный фильм, не имеющий никакого отношения к теме обсуждения. Как утверждают экспериментаторы, во второй группе спикеру удалось значительно сильнее повлиять на аудиторию.  «Вероятно так произошло, потому что занимательный фильм отвлек студентов от попытки опровергнуть убедительные доводы »,–пишут они. Оказалось, что при трансляции какой-либо информации влиять на аудиторию сложнее, если она воспринимает эту информацию с полным вниманием. Если же ввести в процесс передачи информации отвлекающий фактор, то уровень критичности к воспринимаемой информации снижается. Эти выводы взяли на вооружение современные рекламщики и маркетологи. Они стали наполнять свою рекламную продукцию дозированным количеством отвлекающей информации - музыкой, эротикой, несущественными деталями.

 Еще один способ атаковать способность концентрироваться — это сделать поток информации чрезвычайно динамичным, быстро меняющимся. Человеческое восприятие устроено таким образом, что внимание непроизвольно фокусируется на изменениях в обстановке, а не на том, что остается неизменным. Эту особенность восприятия, склонность человека в любую секунду переключить внимание на другой объект, активно эксплуатирует современное телевидение. Причем если раньше резкой сменой изображений и бешеной динамичностью сцен отличались именно рекламные ролики, то теперь все больше художественных фильмов снимается в той же клиповой манере подачи информации. Произвольная концентрация внимания, в отличие от непроизвольной, имеет важную характеристику: это волевое активное действие. При просмотре видеопродукции воля и активность сводится на нет, поскольку внимание человека бесконечно переключают и ведут в нужную сторону те, кто эту продукцию создал. Нужно подчеркнуть, что чрезвычайно высоким темпом передачи информации отличаются детские мультфильмы. Возможности остановить поток данных, осмыслить его с той или иной степенью глубины у зрителя, как правило, нет. Все больше и больше он привыкает к пассивному поведению в процессе восприятия информации.

 Не только видео, но и текстовая информация все больше строится по форме, не позволяющей долго на ней концентрироваться. Так тексты электронных СМИ ( в особенности новостных агентств) становятся все более короткими, они часто наводнены ссылками и яркими рекламными вставками, отвлекающими внимание и предлагающими переключиться на другой объект. Сформированную в таких условиях модель функционирования психики известный российский психолог Рада Грановская называет клиповым мышлением». По ее мнению, клиповое мышление сейчас начинает формироваться с раннего возраста.  «На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников», –  пишет она.

 На восприятие информации в форме быстро текущего потока мозг тратит значительно меньше энергии. Человек привыкает к такой модели существования в информационном пространстве и переключиться на другую ему становится сложнее, даже если когда-то он умел успешно справлялся с задачами, требующими длительной и глубокой концентрации внимания. А главное, что ему всячески мешают это сделать, поскольку сознание его постоянно бомбардируется все новыми порциями информации и он вынужден переключаться чтобы обратить на нее внимание. Что касается детей, то у них постепенно отнимается сама возможность научиться концентрироваться длительное время, поскольку вся информация, от развлекательной до обучающей, все больше строится на принципах постоянного переключения внимания.

 Ученые утверждают, что современные молодые люди воспринимает значительно больший объем информации, чем представители поколения сформировавшегося до эпохи бурного развития телерадиовещания. Говорится также, что и скорость восприятия информации сильно возросла. В то же время о том, что увеличение объема и скорости восприятия информации может негативно влиять на процессы мышления, западные исследователи, часто ангажированные крупными медиакопорациями, предпочитают не афишировать.

 Производители медиапродукции и маркетологи прекрасно знают, что скорость восприятия обратно пропорциональна критичности человека по отношению к траслируемой информации. Но маркетологам нужен идеальный потребитель – пассивное, безвольное и поверхностное существо, с начисто лишенной способностью критически воспринимать информацию и решать сложные задачи. И у него для этого есть очень эффективный и очень опасный инструмент.

 

 Ссылка на источник
История мировой Гражданской обороны - МЧС РоссииВ 1931 году французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию "Ассоциация Женевских зон".
25.02.2017 МЧС России
С Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота! С Днем защитника Отечества! Поздравление первого секретаря Карачаево-Черкесского республиканского комитета КПРФ Кемала Бытдаева - КПРФ    Уважаемые товарищи! В боях против международного империализма, в далёком 1918 году, родилась армия нового типа – плоть от плоти своего народа, защитница и опора родной Советской власти.
23.02.2017 КПРФ
Пересмотренная по решению суда или решению соответствующей комиссии кадастровая стоимость недвижимости будет учитываться при определении налоговой базы с того налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре,
22.02.2017 УФНС
Картинки по запросу Г.А. Зюганов на телеканале «Царьград» фото - КПРФ      Г.А. Зюганов на телеканале «Царьград»: Россия продолжает ползти по грязной колее Ельцина и Гайдара Вторая волна приватизации, грядущая в России, объясняется тем,
21.02.2017 КПРФ
Закон должен соблюдаться и за решеткой. Вот уже несколько лет общественная наблюдательная комиссия проводит работу по защите прав граждан, находящихся под заключением,
21.02.2017 ГТРК Черкесск
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации решением от 23 января 2017 года утвердила коллегию судей Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики,
21.02.2017 Верховный Суд
1 СЕЛ - Министерство сельского хозяйства КЧРСегодня исполняющий обязанности Министра сельского хозяйства КЧР Исмаил Эркенов доложил федеральному центру на какой стадии находятся приоритетные региональные проекты АПК республики, запланированные к реализации в 2017 году.
21.02.2017 Министерство сельского хозяйства КЧР
У службы судебных приставов Карачаево-Черкесии  новый аккаунт в соцсети - УФССПУ службы судебных приставов Карачаево-Черкесии появилcя официальный аккаунт в соцсети "Instagram" — ufssp_kchr.
20.02.2017 УФССП
В Черкесске отпраздновали День защитника Отечества подведением итогов месячника оборонно-массовой и спортивной работы - Администрация г. ЧеркесскТоржественное закрытие месячника оборонно-массовой и спортивной работы, посвященное празднованию Дня защитника Отечества, состоялось в городском Дворце культуры.
23.02.2017 Администрация г. Черкесск
Поздравление ректора с Днем защитника Отечества! - КЧГТА Уважаемые коллеги!  Дорогие друзья! Сердечно поздравляю весь коллектив Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии  – преподавателей, сотрудников,
22.02.2017 КЧГТА
23_Ministr.jpg - МВД Карачаево-Черкесской РеспубликиПоздравляю личный состав и ветеранов Министерства внутренних дел Российской Федерации с Днем защитника Отечества!
23.02.2017 МВД Карачаево-Черкесской Республики
С Днем защитника Отечества! - МЧС РоссииВ преддверии  Дня защитника Отечества в актовом зале Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике состоялось торжественное совещание.
22.02.2017 МЧС России
Карачаево-Черкесия подпишет на форуме в Сочи соглашения в сфере развития банковской системы и торгово-экономического сотрудничества - Черкесск Сити21 ФЕВРАЛЯ. КЧР.  Делегация Карачаево-Черкесской республики во главе с руководителем субъекта Рашидом Темрезовым примет участие в Российском инвестиционном форуме в Сочи, который пройдет 27-28 февраля.
22.02.2017 Черкесск Сити