Новости города БезФормата.Ru
Черкесск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Как капитализм убил ЗИЛ. Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. К сожалению, сегодня завода уже нет. Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный ЗИЛ ликвидирован...

 

 

 

lytkin_pavel Как капитализм убил ЗИЛ

http://narzur.ru/article/20588

Руины ЗИЛа

Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.

Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности.  В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов.  За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.

ЗиС-14 экспортный вариант Зис-5. Поставлялся в девять стран мира до 1940 года

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские. 

15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков.

После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.

Иван Алексеевич Лихачёв

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.

В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.

Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.

В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.

ЗиС-15 образца 1940 года. Не пошёл в серию из-за войны

Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.

В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.

В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.

С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).

БТР-152 (выпуск 1950 - 1963)

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.

В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.

Зил-130 (1963)

После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.

ПЭУ-1М машина поиска спускаемых космических аппаратов

В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».

С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.

К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.

Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.

Мой комментарий: ЗИЛ убила спекуляция землёй. В РФ за метр земли, под производственными помещениями годовая аренда составляет 500 евро в год. В Германии 75 евро при более благоприятном климате. Естественно, никакой вид бизнеса в РФ нерентабелен, кроме взяточничества, однако строительство «элитного» жилья на месте заводов сулил сверхприбыли. В особенности если сгондобить на месте завода небоскрёб этажей в 40. Наплевать, что земля промзон отравлена промышленными стоками – главное лапшу на уши повесить про экологически чистый район. Правда и это уже не выгодно. Не покупают. Рынок «элитного» жилья перенасыщен. Новая Москва и «ренновация» пятиэтажек это попытки выжать денег из госбюджета на последнюю строительную афёру.

Ради этого убожища и был убит Зил и ещё 1200 московских заводов. Самых высокотехнологичных в СССР. На Авто-Зиле в 1994 году работало 158 тысяч человек. Это было крупнейшее объединение автомобильной отрасли СССР. Из них в Москве работало более 110 тысяч человек. На месте автозавода уже достраивают «элитное» жильё для дебилов с лишними деньгами. Строят, естественно гастарбайтеры из Средней Азии. С соответсвующим качеством. Вёдрами и лопатами.

Вместо зелёной зоны, которая была отделена от заводской территории линией метро, выходящей на поверхность, уже строят парк развлечений. Там, вместо квалифицированых рабочих-москвичей тоже будут работать гастарбайтеры из Средней Азии. Только вот, кто туда будет ходить развлекаться???... Ведь работы в Москве нет, а значит, нет и зарплат, которые можно было бы оставить в парке развлечений... Кретинизм, какой-то. Или, что-то другое...

 Ссылка на источник
Завершен капитальный ремонт 2,5 км автомобильной дороги «Усть-Джегута – Терезе – подъезд к а. Терезе» - Министерство строительстваЗавершены ремонтные работы на автомобильной дороге «Усть-Джегута-Терезе-подъезд к а.Терезе» общей протяженностью 2,5 км.
23.10.2017 Министерство строительства
На 37 километре автодороги А155 открыто рабочее движение по новому мосту через реку Кубань.
20.10.2017 Черкесск-портал
1INYzB3b_uw - Kchrline.RuПо мостовому сооружению, расположенному на 37-м километре федеральной трассы А155 в Карачаево-Черкессии, началось рабочее движение автотранспорта.
19.10.2017 Kchrline.Ru
20 октября 2017 года в связи с проведением мероприятий с 06.00 до 14.00 часов в республиканском центре будет ограничено движение транспортных средств: - по улице Набережной от улицы Умара Алиева до улицы Ставропольской.
19.10.2017 ГИБДД
© Фото Елены Синеок, Юга.ру - Юга.РуВ краевом центре 18 октября изменят путь следования двух автобусных маршрутов из-за ограничения движения транспорта по улице Тургенева В департаменте транспорта и организации дорожного движения Краснодара проанализиро
16.10.2017 Юга.Ру
Столкнулись иномарка и отечественный автомобиль В субботу, 14 октября, на одной из улиц Черкесска столкнулись автомобили ВАЗ-21099 и Lexus LS 460, в результате чего получил травмы один человек.
16.10.2017 Politika09.Com
Автоавария произошла в четверг на трассе Черкесск - Пригородное. Женщина за рулем получила травмы.
15.10.2017 Черкесск-портал
Сотрудники ГИБДД и одноклассники 10-летней девочки, погибшей в автоаварии,
13.10.2017 ГИБДД
5583cee2c983c - Kchrline.RuВ Карачаево-Черкесии произошло тройное ДТП с Infiniti, травмы получили три человека, сообщает краевое УГИБДД.
10.10.2017 Kchrline.Ru
Во всех регистрационно-экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции Карачаево-Черкесии применяется процедура присвоения государственного номера на транспортное средство по случайному выбору цифровых обозначений.
09.10.2017 ГИБДД
В Черкесске экипаж ДПС спасает пешеходов от наезда. - 0.Est09.RuУтром 06.10.2017 г. по социальным сетям появилась картинка с дорожно-транспортным происшествием, произошедшего в южной части города Черкесска на выезде в г. Усть-Джегуту.
07.10.2017 0.Est09.Ru
На территории Республики с 9 по 16 октября 2017 года будет проводиться оперативно-профилактические мероприятия под условным названием «Пешеход».
06.10.2017 ГИБДД
Завершен капитальный ремонт 2,5 км автомобильной дороги «Усть-Джегута – Терезе – подъезд к а. Терезе» - Министерство строительстваЗавершены ремонтные работы на автомобильной дороге «Усть-Джегута-Терезе-подъезд к а.Терезе» общей протяженностью 2,5 км.
23.10.2017 Министерство строительства
1INYzB3b_uw - Kchrline.RuПо мостовому сооружению, расположенному на 37-м километре федеральной трассы А155 в Карачаево-Черкессии, началось рабочее движение автотранспорта.
19.10.2017 Kchrline.Ru
20 октября 2017 года в связи с проведением мероприятий с 06.00 до 14.00 часов в республиканском центре будет ограничено движение транспортных средств: - по улице Набережной от улицы Умара Алиева до улицы Ставропольской.
19.10.2017 ГИБДД
Сотрудник силовых структур. Фото http://nac.gov.ru/kontrterroristicheskie-operacii/organami-fsb-i-mvd-presechena-deyatelnost.html - Кавказский узелВ ходе вооруженного конфликта на Северном Кавказе за неделю с 16 по 22 октября 2017 года пострадали четыре человека, один из них погиб и трое были ранены.
23.10.2017 Кавказский узел
Первый заместитель прокурора республики утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении гражданина Республики Таджикистан Мухидинова Ахлиддина, который обвиняется в совершении преступлений,
23.10.2017 Прокуратура КЧР
Жительница Черкесска стала жертвой мошенников.   На днях в дежурную часть городского отдела полиции Черкесска обратилась пенсионерка.
23.10.2017 Stolica-kchr.Ru
15 лет со дня выхода первого номера детского журнала "Маьметекей" - Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печатиВ этом году исполняется 15 лет со дня выхода первого номера детского художественно-литературного журнала «Маьметекей».
23.10.2017 Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати
«Чарли» готовится к Хеллоуину - 09-News.RuЧеркесский кинотеатр "Чарли" готовится к Хеллоуину. 28 октября кинотеатр покажет фильмы ужасов "Пила 8" и "Оно", сообщает 09-news.ru.
23.10.2017 09-News.Ru
4 года назад в России был принят так называемый «антитабачный закон», согласно которому значительно уменьшилось количество мест, где курильщику можно предаться своему пагубному пристрастию.
23.10.2017 Stolica-kchr.Ru
С 15 по 16 октября на базе физкультурно-оздоровительного центра «Купол» города Черкесска прошло первенство по гандболу среди юношей.
23.10.2017 Stolica-kchr.Ru
кчр - Черкесск-портал21 октября в ФОК «Купол» стартовал турнир по греко-римской борьбе среди юношей 2002-04 гг.
22.10.2017 Черкесск-портал
Два экипажа джиперов из Карачаево-Черкесии впервые примут участие в Чемпионате России по трофи-рейдам - Черкесск Сити20 ОКТЯБРЯ. ЧЕРКЕССК. Джиперы из Карачаево-Черкесии впервые примут участие в Чемпионате России по трофи-рейдам, где будут соревноваться за звание чемпионов с сильнейшими любителями внедорожного спорта страны.
21.10.2017 Черкесск Сити
Встречу по повышению пенсионной грамотности провели для сотрудников Финансово-хозяйственного управления Главы и Правительства КЧР - Пенсионный фондЧеркесск, 23 октября 2017 года. В г. Черкесске специалисты Пенсионного фонда активно  информируют граждан по изменениям, происходящим в пенсионной системе с целью повышения пенсионной грамотности населения.
23.10.2017 Пенсионный фонд
1 - КЧГУ    21 октября в ущелье Худес прошел Открытый чемпионат по спортивному ориентированию «Большой Кавказ», посвященный 189-летию Хасаукинского сражения.
23.10.2017 КЧГУ
Заседание по противораковой коммисии - РГБЛПУ КЧОД им. С.П. Бутова20 октября на базе КЧОД имени С.П.Бутова» прошло заседание противораковой комиссии.
23.10.2017 РГБЛПУ КЧОД им. С.П. Бутова
ghjhjkh - Народное СобраниеПарламентарии КЧР, в том числе руководители фракций и Председатели ряда Комитетов, во главе со спикером Александром Ивановым отправились в Москву для участия в Днях Карачаево-Черкесии в Государственной Думе.
23.10.2017 Народное Собрание
Рашид Темрезов встретился с участниками XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов - Усть-Джегутинский муниципальный районСегодня в Сочи Глава Карачаево-Черкесии встретился с участниками XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.
23.10.2017 Усть-Джегутинский муниципальный район