Новости города БезФормата.Ru
Черкесск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Как капитализм убил ЗИЛ. Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. К сожалению, сегодня завода уже нет. Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный ЗИЛ ликвидирован...

 

 

 

lytkin_pavel Как капитализм убил ЗИЛ

http://narzur.ru/article/20588

Руины ЗИЛа

Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.

Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности.  В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов.  За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.

ЗиС-14 экспортный вариант Зис-5. Поставлялся в девять стран мира до 1940 года

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские. 

15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков.

После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.

Иван Алексеевич Лихачёв

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.

В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.

Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.

В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.

ЗиС-15 образца 1940 года. Не пошёл в серию из-за войны

Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.

В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.

В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.

С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).

БТР-152 (выпуск 1950 - 1963)

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.

В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.

Зил-130 (1963)

После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.

ПЭУ-1М машина поиска спускаемых космических аппаратов

В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».

С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.

К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.

Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.

Мой комментарий: ЗИЛ убила спекуляция землёй. В РФ за метр земли, под производственными помещениями годовая аренда составляет 500 евро в год. В Германии 75 евро при более благоприятном климате. Естественно, никакой вид бизнеса в РФ нерентабелен, кроме взяточничества, однако строительство «элитного» жилья на месте заводов сулил сверхприбыли. В особенности если сгондобить на месте завода небоскрёб этажей в 40. Наплевать, что земля промзон отравлена промышленными стоками – главное лапшу на уши повесить про экологически чистый район. Правда и это уже не выгодно. Не покупают. Рынок «элитного» жилья перенасыщен. Новая Москва и «ренновация» пятиэтажек это попытки выжать денег из госбюджета на последнюю строительную афёру.

Ради этого убожища и был убит Зил и ещё 1200 московских заводов. Самых высокотехнологичных в СССР. На Авто-Зиле в 1994 году работало 158 тысяч человек. Это было крупнейшее объединение автомобильной отрасли СССР. Из них в Москве работало более 110 тысяч человек. На месте автозавода уже достраивают «элитное» жильё для дебилов с лишними деньгами. Строят, естественно гастарбайтеры из Средней Азии. С соответсвующим качеством. Вёдрами и лопатами.

Вместо зелёной зоны, которая была отделена от заводской территории линией метро, выходящей на поверхность, уже строят парк развлечений. Там, вместо квалифицированых рабочих-москвичей тоже будут работать гастарбайтеры из Средней Азии. Только вот, кто туда будет ходить развлекаться???... Ведь работы в Москве нет, а значит, нет и зарплат, которые можно было бы оставить в парке развлечений... Кретинизм, какой-то. Или, что-то другое...

 Ссылка на источник
В столице КЧР до 20 сентября 2017 года обустроят пешеходные переходы через железнодорожные пути - Министерство промышленности и торговлиДо 20 сентября текущего года железнодорожные пешеходные переходы через железнодорожные пути, расположенные в столице Карачаево-Черкесии, будут приведены в надлежащее состояние,
17.08.2017 Министерство промышленности и торговли
Профилактическая операция в направлена в первую очередь на выявления водителей,
03.08.2017 ГИБДД
Укротители руля и колеса  Конёк этих пилотов - не «штопор» и «бочка», а полицейский разворот, экстремальное укрощение мото- и автотранспорта.
03.08.2017 МВД Карачаево-Черкесской Республики
Имущественные налоги физлиц, льготы и перерасчет - тема встречи руководителя УФНС по КЧР Х.Д. Нирова с гражданами - УФНС28 июля 2017 года руководитель Управления Х.Д. Ниров провел личный прием граждан в приемной Президента Российской Федерации в Карачаево-Черкесской Республике.
01.08.2017 УФНС
В период с 07 по 21 июля 2017 года на территории Карачаево-Черкесской Республики проведен второй этап оперативно-профилактической операции «Автобус».
01.08.2017 ГИБДД
С сегодняшнего дня на территории Республики началась оперативно-профилактическая операция «Мак».
01.08.2017 ГИБДД
Сотрудники республиканской Госавтоинспекции провели занятия в оздоровительном лагере «Азгек» - ГИБДДОдним из красивейших мест Карачаево—Черкесской Республики является Тебердинское ущелье, где находятся жемчужины Кавказа – курорты Домбай и Теберда.
01.08.2017 ГИБДД
30 июля в Карачаевском районе сотрудники ГИБДД задержали 23-летнего жителя п. Московский.
01.08.2017 ГИБДД
В Прикубанском районе КЧР молодой парень спровоцировал ДТП - 09-News.RuВчера, 25 июля, около шести часов вечера на 7 км трассы «Черкесск - Таллык» столкнулись две легковушки.
26.07.2017 09-News.Ru
За тонировку на автомобилях шестеро жителей КЧР провели под арестом двое суток - 09-News.RuЗа минувшую неделю на дорогах КЧР были остановлено шестеро автомобилистов, которые в нарушение действующего законодательства ездили в тонированных авто.
25.07.2017 09-News.Ru
В столице Карачаево-Черкесии с 24 июля по 14 августа из-за ремонтных работ будет введено полное ограничение движения автомобильного транспорта по улице Красноармейской на участке дороги от переулка Одесского до улицы Тургеневской.
21.07.2017 Администрация г. Черкесск
В МО МВД России «Карачаевский» обратился житель поселка Белая Гора с заявлением о том, что 11 июля 2017 года неизвестное лицо со двора принадлежащего ему домовладения совершило угон «УАЗ-Хантер».
18.07.2017 ГИБДД
В столице КЧР до 20 сентября 2017 года обустроят пешеходные переходы через железнодорожные пути - Министерство промышленности и торговлиДо 20 сентября текущего года железнодорожные пешеходные переходы через железнодорожные пути, расположенные в столице Карачаево-Черкесии, будут приведены в надлежащее состояние,
17.08.2017 Министерство промышленности и торговли
Укротители руля и колеса  Конёк этих пилотов - не «штопор» и «бочка», а полицейский разворот, экстремальное укрощение мото- и автотранспорта.
03.08.2017 МВД Карачаево-Черкесской Республики
Профилактическая операция в направлена в первую очередь на выявления водителей,
03.08.2017 ГИБДД
«ВАЗ-2106» с металлическим ломом был задержан сотрудниками уголовного розыска МО МВД России «Адыге-Хабльский».
19.08.2017 МВД Карачаево-Черкесской Республики
9294b1d0b2a96847e7124a0123b18c0f - Kchrline.RuЗа поддельный диплом бывший главный врач поликлиники во Владикавказе 26-летний Георгий Никиташенко был приговорен к исправительным работам на 400 часов.
19.08.2017 Kchrline.Ru
Суд допросил свидетелей обвинения по делу бывшего замначальника ОВД Черкесска Руслана Рахаева, обвиняемого в избиении до смерти задержанного.
18.08.2017 Кавказский узел
Известные республиканские живописцы, члены Союза художников КЧР представят на выставке пейзажей  «Моя родная республика» свои работы.
17.08.2017 Министерство культуры
Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов поздравил государственную национальную библиотеку им. Х.Байрамуковой с 95-летием со дня основания - Усть-Джегутинский муниципальный район15 авгута 2017 года государственная национальная библиотека Карачаево-Черкесии отмечает двойной юбилей: 95-летие со дня основания библиотеки и 100-летие со дня рождения Халимат Байрамуковой, Народного писателя КЧР,
16.08.2017 Усть-Джегутинский муниципальный район
Карачаево-Черкесия присоединится к масштабной всероссийской акции «ночь кино» - Усть-Джегутинский муниципальный районКарачаево-Черкесия присоединится к масштабной Всероссийской акции «Ночь кино», которая пройдет с 27 на 28 августа по всей стране.
16.08.2017 Усть-Джегутинский муниципальный район
дзю - Министерство  по физической культуре, спорту и туризмуСборная Карачаево-Черкесии по дзюдо в составе 50 спортсменов примет участие в XIII Всероссийском турнире по дзюдо среди юношей, посвященном памяти мастера спорта СССР Куанча Бабаева.
18.08.2017 Министерство по физической культуре, спорту и туризму
пп - Министерство  по физической культуре, спорту и туризмуВласти Черкесска готовятся к проведению регионального этапа Фестиваля культуры и спорта народов Кавказа, запланированного на 26 августа.
18.08.2017 Министерство по физической культуре, спорту и туризму
ъ - Министерство  по физической культуре, спорту и туризмуЛюбители пеших походов Карачаево-Черкесии организованной командой совершат 23 августа переход «Вперед к вершинам» через перевал Эпчик.
18.08.2017 Министерство по физической культуре, спорту и туризму
кчр - Черкесск-порталУгольную котельную в одной из школ станицы Преградной Урупского района реконструируют и переведут на газ.
19.08.2017 Черкесск-портал
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что по состоянию на 16 августа 2017 года, в медучреждения республики по поводу укусов клещей обратились 422 человека,
18.08.2017 Роспотребнадзор
дзю - Министерство  по физической культуре, спорту и туризмуСборная Карачаево-Черкесии по дзюдо в составе 50 спортсменов примет участие в XIII Всероссийском турнире по дзюдо среди юношей, посвященном памяти мастера спорта СССР Куанча Бабаева.
18.08.2017 Министерство по физической культуре, спорту и туризму
Реестр выданных разрешений на строительство жилых зданий по состоянию на август 2017г .
18.08.2017 Карачаевский Городской Округ
20170815_113257_1.jpg - Карачаевский районИ горы рассыпаются от старости,  И реки высыхают от жары и времени,  И дома рушатся от пожаров и войн…  Но остается на земле человеческая память.
17.08.2017 Карачаевский район