Новости города БезФормата.Ru
Черкесск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Как капитализм убил ЗИЛ. Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. К сожалению, сегодня завода уже нет. Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный ЗИЛ ликвидирован...

 

 

 

lytkin_pavel Как капитализм убил ЗИЛ

http://narzur.ru/article/20588

Руины ЗИЛа

Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.

Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности.  В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов.  За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.

Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.

ЗиС-14 экспортный вариант Зис-5. Поставлялся в девять стран мира до 1940 года

Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские. 

15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков.

После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.

Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.

Иван Алексеевич Лихачёв

В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.

В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.

В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.

Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.

В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.

В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.

ЗиС-15 образца 1940 года. Не пошёл в серию из-за войны

Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).

В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.

В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.

В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.

С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).

БТР-152 (выпуск 1950 - 1963)

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.

В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.

С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.

Зил-130 (1963)

После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.

С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.

ПЭУ-1М машина поиска спускаемых космических аппаратов

В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».

С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.

К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.

Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.

Мой комментарий: ЗИЛ убила спекуляция землёй. В РФ за метр земли, под производственными помещениями годовая аренда составляет 500 евро в год. В Германии 75 евро при более благоприятном климате. Естественно, никакой вид бизнеса в РФ нерентабелен, кроме взяточничества, однако строительство «элитного» жилья на месте заводов сулил сверхприбыли. В особенности если сгондобить на месте завода небоскрёб этажей в 40. Наплевать, что земля промзон отравлена промышленными стоками – главное лапшу на уши повесить про экологически чистый район. Правда и это уже не выгодно. Не покупают. Рынок «элитного» жилья перенасыщен. Новая Москва и «ренновация» пятиэтажек это попытки выжать денег из госбюджета на последнюю строительную афёру.

Ради этого убожища и был убит Зил и ещё 1200 московских заводов. Самых высокотехнологичных в СССР. На Авто-Зиле в 1994 году работало 158 тысяч человек. Это было крупнейшее объединение автомобильной отрасли СССР. Из них в Москве работало более 110 тысяч человек. На месте автозавода уже достраивают «элитное» жильё для дебилов с лишними деньгами. Строят, естественно гастарбайтеры из Средней Азии. С соответсвующим качеством. Вёдрами и лопатами.

Вместо зелёной зоны, которая была отделена от заводской территории линией метро, выходящей на поверхность, уже строят парк развлечений. Там, вместо квалифицированых рабочих-москвичей тоже будут работать гастарбайтеры из Средней Азии. Только вот, кто туда будет ходить развлекаться???... Ведь работы в Москве нет, а значит, нет и зарплат, которые можно было бы оставить в парке развлечений... Кретинизм, какой-то. Или, что-то другое...

 Ссылка на источник
На автодороге «Лермонтов-Черкесск» произошло столкновение двух автотранспортных средств, имеются жертвы.
19.01.2018 Черкесск-портал
Пьяных водителей арестовали в КЧР - 09-N.RuКак сообщает интернет-портал 09-n.ru, из официальных источников стало известно, что на территории Карачаево-Черкесской Республике были задержаны пьяные водители.
19.01.2018 09-N.Ru
АВТОИНСПЕКТОРЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ ПРОВЕЛИ ВИКТОРИНУ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - ГИБДДСотрудники ГИБДД Карачаевского района провели для воспитанников детского сада викторину по Правилам дорожного движения.
19.01.2018 ГИБДД
ИНСПЕКТОРЫ ГИБДД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ НАПОМИНАЮТ ВЗРОСЛЫМ И ДЕТЯМ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД - ГИБДДВ зимнее время дети начинают активно кататься на санках, коньках и лыжах, но не все из них безопасны.
19.01.2018 ГИБДД
СОТРУДНИКИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ И АКТИВИСТЫ ВОЛОНТЕРСКИХ ОТРЯДОВ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРОВЕЛИ«МИНУТКИ БЕЗОПАСНОСТИ» В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ - ГИБДДАктивисты Российского движения школьников стали партнерами автоинспекторов по повышению безопасности детей-пешеходов.
18.01.2018 ГИБДД
JPG Файл - МВД Карачаево-Черкесской Республики17 января в 23.54 в г. Черкесске на пересечении улиц Ставропольская и Набережная водитель автомашины «ВАЗ-2114», 30-летний житель а. Псыж, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не справился с управлением,
18.01.2018 МВД Карачаево-Черкесской Республики
Сотрудники Госавтоинспекции Карачаево-Черкесии побывали в гостях у воспитанников детского сада - ГИБДДВ целях снижения детского дорожно-транспортного травматизма, предупреждения происшествий с участием несовершеннолетних и привития навыков безопасного поведения на дорогах,
17.01.2018 ГИБДД
В Карачаево-Черкесии автоинспекторы проводят профилактические беседы с юными участникам дорожного движения - ГИБДДВ городе Черкесске сотрудники Госавтоинспекции продолжают проводить обучение детей основам безопасного поведения на дороге.
17.01.2018 ГИБДД
Госавтоинспекторы Карачаево-Черкесии провели мероприятия по пресечению нарушений правил перевозки несовершеннолетних - ГИБДДС первых чисел января дорожные полицейские Карачаево-Черкесии проводят мероприятия по пресечению нарушений правил перевозки несовершеннолетних.
17.01.2018 ГИБДД
кчр - Черкесск-порталПоездка в нетрезвом состоянии привела к аварии. В реанимации оказались водитель и его пассажирка.
13.01.2018 Черкесск-портал
  Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил изменения Правил противопожарного режима.
10.01.2018 Управление лесами
Произошло лобовое столкновение двух легковушек В КЧР 8 января на трассе столкнулись два легковых автомобиля, в результате чего пострадали пять человек.
10.01.2018 Politika09.Com
На автодороге «Лермонтов-Черкесск» произошло столкновение двух автотранспортных средств, имеются жертвы.
19.01.2018 Черкесск-портал
Пьяных водителей арестовали в КЧР - 09-N.RuКак сообщает интернет-портал 09-n.ru, из официальных источников стало известно, что на территории Карачаево-Черкесской Республике были задержаны пьяные водители.
19.01.2018 09-N.Ru
ИНСПЕКТОРЫ ГИБДД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ НАПОМИНАЮТ ВЗРОСЛЫМ И ДЕТЯМ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД - ГИБДДВ зимнее время дети начинают активно кататься на санках, коньках и лыжах, но не все из них безопасны.
19.01.2018 ГИБДД
© Фото Николая Ильина, Юга.ру - Юга.РуНа АЗС в Ставропольском крае, Адыгее, Краснодарском крае, республиках Северного Кавказа и других южных регионах обнаружены вредоносные программы,
20.01.2018 Юга.Ру
19 января следственным отделом ОМВД России по городу Черкесску возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренных частью 3 статьи 30,
20.01.2018 МВД Карачаево-Черкесской Республики
В КЧР в лобовом ДТП четверо пострадавших - 09-News.RuВ четверг в КЧР произошло столкновение микроавтобуса и внедорожника. Четыре человека получили травмы различной степени тяжести.
19.01.2018 09-News.Ru
В написанных словах живет он вечно! - Карачаевский Городской Округ19 октября на базе СШ№3 им. Х. Богатырева  прошел  финальный этап конкурса чтецов «В написанных словах живет он вечно», посвященный 95-летию со дня рождения народного поэта КЧР Азамата Алимовича Суюнчева.
19.01.2018 Карачаевский Городской Округ
Телевизионной студии ГТРК «Карачаево-Черкесия» - 25 лет - Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати    Сегодня студия телевидения ГТРК «Карачаево-Черкесия» отмечает свой 25-летний юбилей.
19.01.2018 Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати
«Чудо обыкновенное» - Международный фестиваль в Ялте - Министерство труда и социального развития Дети из Карачаево-Черкесской Республики приняли участие в X Международном Рождественском фестивале творчества детей и молодёжи с ограниченными возможностями «Чудо обыкновенное»,
19.01.2018 Министерство труда и социального развития
еер - Министерство  по физической культуре, спорту и туризмуОколо 300 жителей Карачаево-Черкесии примут участие в масштабном спортивном празднике на горнолыжном курорте Домбай, который состоится в рамках Всероссийского Дня снега.
19.01.2018 Министерство по физической культуре, спорту и туризму
Северный Кавказ-2018: Надо ехать! - Карачаевский Городской ОкругНа совещании Президента России  Владимира Путина  с членами Правительства РФ, которое состоялось 16 января,
18.01.2018 Карачаевский Городской Округ
До Олимпийских игр в Пхёнчхане остается чуть меньше месяца. Известно что наши спортсмены будут выступать под нейтральным флагом.
18.01.2018 ГТРК Черкесск
Северный Кавказ-2018: Надо ехать! - Карачаевский Городской ОкругНа совещании Президента России  Владимира Путина  с членами Правительства РФ, которое состоялось 16 января,
18.01.2018 Карачаевский Городской Округ
В Черкесске Крещение Господне отметили традиционным купанием в ледяной воде - Администрация г. ЧеркесскКрещение Господне в ночь с 18 на 19 января жители и гости Черкесска отметили традиционным купанием, организованном вот уже шестой год подряд на большом пруду парка культуры и отдыха «Зеленый остров».
19.01.2018 Администрация г. Черкесск
Управление образования Администрации Карачаевского городского округа (далее – Управление образования) в соответствии с Положение о конкурсном отборе руководителей образовательных организаций Карачаевского городского округа,
19.01.2018 Карачаевский Городской Округ
Главные события 2017 года - Министерство труда и социального развитияУходящий 2017 год в Карачаево-Черкесии стал годом 25-летия образования республики, как неотъемлемой части Российской Федерации.
19.01.2018 Министерство труда и социального развития
В КЧР в лобовом ДТП четверо пострадавших - 09-News.RuВ четверг в КЧР произошло столкновение микроавтобуса и внедорожника. Четыре человека получили травмы различной степени тяжести.
19.01.2018 09-News.Ru