Прогрессивный Черкесск: року здесь не место?

Фото: cherkesskportal.ru
Участники группы «ProgressiVe» об андеграунде, стереотипах, зарубежном влиянии, и о причинах, по которым таланты из республик стремятся на Запад Сложно поверить, но более 30 лет назад столица Карачаево-Черкессии, пусть и недолго, была центром советской рок-культуры. Но времена, когда город проводил «Осенние фестивали», прошли, и теперь неформальные тусовки здесь стали большой редкостью. И всё же нет-нет, но периодически Черкесск дарит исполнителей, которые не дают жанрам рока и метала в республике окончательно погибнуть. 
Одной из таких групп можно смело назвать «ProgressiVe» – за пять лет своего существования рок-бэнд успел сменить нескольких музыкантов, обзавестись собственным уникальным звучанием, устроить фестиваль рок-культуры в самом сердце консервативной КЧР – «Зелёном Острове» – и, как ни парадоксально, получить куда большую известность в Москве и на Ставрополье, нежели у себя на Родине.   
Сегодня группу, жизненное кредо которой «Прогрессировать – это наше шоу!», представляют Лила Хасанова (вокал, гитара), Родион «Рафа» Тарасенко (гитара), Александр Каминский (бас) и Марат Айсанов (ударные).   
Ребята рассказали о том, какие артисты повлияли на их творчество, как на Северном Кавказе относятся к любителям музыки «потяжелее» и чем сейчас живёт неформальный Черкесск, о котором не принято говорить. 
– Как зародился проект «ProgressiVe», и изменилось ли что-то за эти годы в группе, помимо смены состава?   
Рафа: В 2013 году я ушёл из созданной мной и моим троюродным братом группы и позвонил своему старому другу, Степану Дубицкому (актёр, ныне заслуженный артист КЧР), предложив попробовать создать нечто новое. Барабанщик и басист из старой группы ушли вслед за мной, так и появился первый состав группы «Прогрессив», тогда ещё на русском языке. Несколько месяцев репетиций и сочинения своего материала в каморке заброшенного ДК, песни на русском языке, легкая, прифанкованная манера игры и поиск себя наконец увенчались дебютным выступлением на сцене заведения под названием «Ирбис». Это выступление было весной 2014 года совместно с «Defiance of disease» – более опытной группой из нашего города, играющей в стиле Doom/Death metal. В этом же году в группе дважды меняются барабанщик и басист, в группу приходят Марат и Александр. Зимой к нам присоединяется нынешняя вокалистка – Лила Хасанова. Весной 2016 из состава выбывает Степа, мы теряем и без того немногочисленных фанатов. Мы делаем ставку на молодую и еще не сформировавшуюся, как музыкант, Лилу. Начинаем работать над материалом на английском языке, и с этих самых пор становимся «ProgressiVe”. 
– Вопрос к Лиле: как давно вы занимаетесь музыкой, в частности, вокалом, и как вы вообще пришли в группу? 
Лила: Музыкой я занимаюсь с раннего возраста. До «ProgressiVe» я пробыла недолгое время в другом коллективе. Честно говоря, «ProgressiVe» тогда и сейчас – это две разные группы. Когда я попала в группу, я играла на второй гитаре и пела каверы после выступления вокалиста, который уже был. Постепенно наша программа начала дробиться на две полноценные, но затем петь осталась я одна. 
– Зачастую молодые девушки приходят в группы, чтобы не столько играть рок, сколько показать себя и получить фанатов. Но как только они начинают понимать, что это действительно сложная работа, репетиции, поездки по городам иногда в не самом удобном транспорте, быстро уходят. К тому же, публика не всегда охотно принимает замену состава. Сталкивались ли вы с предвзятым отношением со стороны фанатов группы в первое время? 
Лила: Ну.... Я всегда понимала, что, если хочется добиться чего-нибудь на этом поприще, нужно работать. Так что ваша история про девушек в группе вызывает у меня удивление. Не скажу, что заметила какой-то негатив по отношению к себе после смены ситуации в группе, я и так была там уже определённое время. Конечно, я слышала пару комментариев на наши выступления на проекте «Новая звезда», что «раньше было лучше». Но хочется спросить: «что лучше?». Группа двигается и развивается, так должно быть и будет дальше. 
– Комментарии со стороны судий, других участников или зрителей? 
Лила: Да нет, каких судий?! Некоторого старого окружения, скажем так. Но я серьёзно это не воспринимаю. 

– Как считаете, повлияло ли появление вокалистки на популярность группы? Всё-таки эффектная девушка с красивым голосом должна добавить своих фанатов. Например, "Garbage" без Ширли Мэнсон или "The Pretty Reckless" без Тейлор Момсен не были бы столь интересными. 
Лила: Безусловно каждый участник оказывает своё влияние, и я не исключение. И, да, вы правы, перечисленные вами группы без солисток будут уже чем-то иным. Вокалист – это лицо группы, это её посыл. Мне важно, чтобы творчество привлекало людей, внешний критерий, конечно, важен, но он стоит после музыки. Наличие привлекательной солистки, безусловно, обратит на себя внимание, но интерес к группе удерживает музыкальная составляющая. 
Рафа: Смена музыкантов не влияла на общее качество музыки, просто мы тратили время на то, чтобы сыграться. 
– Какая песня из вашего репертуара самая любимая и почему?   
Лила: Мне очень близка практически каждая наша песня. Например, «Barefoot» очень личная. Сейчас выйдет «Nothing’s like before», она потрясающая. 

– "Barefoot" получилась нежной, лиричной и чем-то напомнила мне по звучанию такие бэнды как «Eagles» или «Guns N' Roses». Когда вы пишите песни, вы всегда вкладываете что-то личное в тексты? И, раз уж пошла речь о сравнении с другими группами, какие исполнители оказали влияние на ваше творчество? 
Лила: Безусловно в наших текстах много моих личных переживаний. Все слушают разных исполнителей, но есть общие точки. Например, «Led Zeppelin» – это классика для нас. Но я считаю, что нужно синтезировать жанры, миксовать электронное звучание. Я очень люблю синти-поп. Например, группы «Hurts», «1975» или «LANY» мне очень по душе. Если говорить вообще, то это «Him», «Limp Bizkit», «Depeche Mode», «Nirvana». Поп-исполнителей я тоже охотно слушаю, например, Ариану Гранде. Вообще в моей жизни очень много разной музыки. Для нашего гитариста любимая группа – «Red Hot Chili Peppers», но, думаю, он о себе больше расскажет. 
Рафа (показывает татуировку на руке с логотипом RCHP): «Red Hot Chili Peppers». «Led Zeppelin» – это Лила. Марат любитель каких-нибудь металкорщиков. Саша – фанат басиста Джако Пасториуса (американский джазовый бас-гитарист и композитор – прим.ред).   
– Фанк, джаз, хеви, хардкор – совершенно непохожие друг на друга направления. Во время совместной работы над треками, бывают ли ситуации, когда каждый из членов группы видит итоговый результат по-своему, или же у вас всегда царит творческая гармония? И как бы вы назвали жанр, в котором играете? 
Рафа: Сложно классифицировать себя. Наверное, альтернатива. Мы дополняем друг друга. Обычно я придумываю рифф, Лила кладёт на него свои стихи, ребята подхватывают. Корректируем всё вместе. Каждый из нас влияет друг на друга, и вкусы меняются.   
Лила: Я тоже затрудняюсь ответить на данный вопрос, Родион в чём-то прав. Но нужно понимать, что мы каждый день ищем разные звуки, так что только через какое-то время можно назвать жанровые критерии. Моя голова все время кипит идеями и способами их реализации. Может это прозвучит для кого-то мифически, но сильных разногласий касательно итогового результата не возникало. Но спорные моменты бывают. Многие песни пока не слышала широкая масса. Мы готовим много материала. Гитарист приносит идею, мы ее развиваем, затем подключаются басист с барабанщиком.  Если говорить об авторстве, то тексты целиком написаны мной. Но музыкальная часть – дело у нас общее.   

– Вы говорили, что многие композиции ещё не слышала широкая публика. Вы сейчас работаете над записью альбома, это будет ваш первый диск? 
Лила: Да, хотя на выступлениях какие-то песни мы уже играем. Первый диск – сейчас самое важное. 
Рафа: На данный момент у нас есть десять твёрдо играемых треков, ещё примерно столько же в разработке. И всего один выпущенный сингл, второй на подходе.   
– Уже известно, как будет называться альбом? Когда вы планируете его выпускать и сколько треков в него войдёт? Ну, и где записываетесь, конечно? 
Лила: Нет, название ещё неизвестно. Точные даты я тоже сказать не могу – возможно, выйдет несколько EP (мини-альбомов – прим.ред), и песни выйдут в таком формате. Сейчас мы пишемся в Черкесске, в студии «Hendrix», но не факт, что все треки будут записаны там. 
Рафа: О названии альбома пока рано думать. Есть идея назвать его “Never give up”. 
– Вы стали участниками Всероссийского вокального конкурса «Новая звезда», который показывали по одному из федеральных телеканалов. На конкурс было отобрано 85 участников – по одному представителю от каждого субъекта страны, и именно вам довелось представлять республику. Как возникла идея заявить о себе на всю страну, волновались ли? 
Рафа: На кастинг поехала сама Лила, «на авось», мы даже ничего об этом не знали. Там ей заинтересовались, узнали о том, что есть группа, и решили пригласить всем составом. 
– Лила, вы не переживали, что коллеги по группе не захотят или побояться участвовать в программе такого масштаба? 
Лила: Я их не спрашивала, – смеётся девушка. – Если серьёзно, просто подала заявку в онлайн-отбор и поехала на очный кастинг. Когда мне позвонили и спросили, могу ли я прилететь с группой, ребята и узнали все подробности. 

– Вы даже прошли в полуфинал в числе 30 исполнителей, благодаря чему многие посмотрели на КЧР совершенно под другим углом. Что вам дал проект? 
Рафа: Увидели кухню изнутри, получили опыт и понимание принципов работы эстрады в нашей стране. 
Лила: Безусловно, это полезный опыт. Понимание того, как всё работает изнутри, огромное количество знакомств и полезных советов. Это играет свою роль в профессиональном росте. 
– Ну, а дополнительная раскрутка для творчества? Всё-таки, о вас писали многие СМИ, особенно в республиках. 
Рафа: Мы осознанно делаем песни на английском языке, не думаю, что это воспримется не то что в республиках, а в стране. 

– К слову, о восприятии в республиках. У многих, кто далёк от Северного Кавказа, сложился некий стереотип о том, как здесь живёт молодёжь. Ну, знаете, такое клише: чайхана, кальян, восточная музыка, бородатые юноши, девушки в закрытой одежде, косые взгляды на людей с татуировками и пирсингом. Как на самом деле обстоят дела с андеграундом, рок-тусовкой и неформалами в Черкесске? 
Лила: Так и обстоят. Мы понимаем, что наше пребывание здесь временное. Большинство именно такое, каким его представляют, к сожалению. Я всегда была белой вороной, начиная со школы. Что касается английского, не вижу проблем – люди в России безусловно предъявляют эту претензию к своим командам, но охотно идут на западную группу, забивая залы. Логично? Нет. А что касается молодежи на Юге страны, которая не относится к стереотипным представлениям, то ей здесь непросто. 
Рафа: Мы пытаемся делать музыку мирового формата, сидя в своём ауле. Рокеры есть, есть также свои легенды и персонажи, и публика очень горячая, хоть и немногочисленная. Главная сложность для музыканта здесь заключается в качественной записи. Это финансовый вопрос, вопрос музыкальности и техники. 

– Раз речь зашла об этом. Лила, как ваши родственники относятся к вашему творчеству и стилю? Мне вообще интересно, как живётся девушкам с Кавказа, которые играют рок. Хотя их немало: Лусинэ Геворкян из "Louna", армянские блэк-металистки "DivahaR"... 
Лила: Моя семья, как и я, сильно отличается от общей массы. Мои родители современные люди. Вообще я несколько смешанных кровей, но считаю себя космополитом. Мама и папа растили меня, прививая любовь к искусству, поощряя и поддерживая мои интересы, в то время как люди вокруг, в большинстве своём, были очень враждебны. Особенно это чувствовалось в школе. Например, то, что мы все вегетарианцы, всё время вызывало шквал негодования и невежественного поведения. 
– В 2014 году "ProgressiVe" организовали фестиваль «CheRocky» под лозунгом «Рок против войны». Как пришла идея создать фестиваль, популярен ли он в Черкесске, и почему именно такой остросоциальный слоган?   
Рафа: Мы проводили его в 2014 и 2015 годах, а потом фест заглох. Темой послужила война на Украине. Лозунг нужен был, ибо рокеров просто так не пускают на городскую сцену, по крайней мере у нас.   
– Вы говорите, что пишете музыку мирового формата, но в стране, и, тем паче, в республиках, её не поймут. То есть вы изначально нацелены на зарубежную аудиторию? И не могу не задать вопрос: вас интересует коммерческое продвижение вашего творчества, или вы всё-таки делаете это исключительно ради искусства? 
Рафа: Мы мечтаем о Калифорнии и занятии любимым делом. А пока работаем, чтобы прожить на своих работах. Но лёд понемногу трогается, ведь прогрессировать – это наше шоу. У нас есть небольшая фан-база в регионе и в Ставропольском крае. 
Лила: Нас, безусловно, интересует коммерческое продвижение нашего творчества. Я не согласна с тем, что нашу музыку в регионах не поймут. В Черкесске достаточно людей, которые слушают рок и метал. И, да, желание играть на Западе присутствует.   

– Пожалуй, последний вопрос: на каких площадках вы сейчас выступаете и какие у вас планы на будущее? 
Рафа: Захватить мир, – шутит музыкант. – А там как получится. Выступать, записывать, расти. Клип продумываем на предстоящий сингл. В среду, 27 июня, будет слёт молодежи в Теберде, 7 июля выступаем на байк-фесте в Домбае, а 21-22 июля – фестиваль на аэродроме в Ессентуках.   
Лила: Сейчас мы играем в большинстве своём на небольших площадках, иногда на сцене побольше. В планах двигаться дальше, преимущественно на большую сцену. 


Автор: Дмитрий Елшанский. 
Фото: vk.com/progressive_from_che 
  • Желтая лента Экстрасенс Пахом может комментировать чемпионат мира вместо Леонида Слуцкого Загадка таинственной банки огурцов на американском автобане Англия сняла издевательский фильм про Россию Илон Маск: "Железный человек" или дитя антихриста?
     
    По теме
    Встреча со студентами из Индии в Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеке  им. С.П. Никулина - Министерство культуры В Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеке им. С.П. Никулина состоялась встреча со студентами из Индии В Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеке им.
    16.07.2018
    «Великая княгиня Ольга» - Министерство культуры 12 июля РГКУ «Карачаево-Черкесская республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих» провела в Социокультурном реабилитационном комплексе ВОС информационно-познавательный час: «Великая княгиня Ольга».
    16.07.2018
     
     
    Домбай соберет лучших бардов страны на Всероссийском фестивале авторской песни «Горные вершины» - Карачаевский Городской Округ В курортном поселке Домбай с 27 по 30 июля пройдет Всероссийский фестиваль авторской песни «Горные Вершины», который соберет более полусотни бардов из разных уголков страны.
    11.07.2018
     
    Актёр, режиссёр, писатель - Министерство культуры 26 июня 2018 года в Государственной Национальной библиотеке КЧР им.Х.Б.Байрамуковой прошла презентация книжно-иллюстративной выставки «Актёр, режиссёр, писатель», посвящённая юбилею Заслуженного деятеля искусств КБР,
    09.07.2018
    Встреча с поэтом, композитором, писателем - Министерство культуры 26 июня 2018 года в Государственной Национальной библиотеке КЧР им. Х. Б. Байрамуковой состоялась творческая встреча читателей библиотеки и библиотечного сообщества Карачаево-Черкесии с поэтом Л. А. Пушкиной (Кулаковой).
    09.07.2018
     
    «На всех парусах – в лето». - Министерство культуры 3 июля Карачаево-Черкесская библиотека для незрячих и слабовидящих провела мероприятие «На всех парусах – в лето».
    09.07.2018
    Лето с книгой! - Министерство культуры В рамках программы «Книжное лето — 2018» Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеки им.
    09.07.2018
    Родственники убитого в 2006 году жителя Карачаево-Черкесии Ярослава Магильного добились заключения под стражу подозреваемого в убийстве и объяснили преступление конфликтом на национальной почве.
    20.07.2018 Кавказский узел
    «Великая княгиня Ольга» - Министерство культуры 12 июля РГКУ «Карачаево-Черкесская республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих» провела в Социокультурном реабилитационном комплексе ВОС информационно-познавательный час: «Великая княгиня Ольга».
    16.07.2018 Министерство культуры
    Встреча со студентами из Индии в Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеке  им. С.П. Никулина - Министерство культуры В Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеке им. С.П. Никулина состоялась встреча со студентами из Индии В Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеке им.
    16.07.2018 Министерство культуры
    Турнир по мини-футболу - Министерство труда и социального развития Накануне во дворце спорта «Юбилейный», в рамках реализации социального проекта «Профилактика немедицинского потребления наркотических средств среди молодежи в Карачаево-Черкесской Республике»,
    18.07.2018 Министерство труда и социального развития
    Специалисты ПФР провели встречу по пенсионному просвещению с работниками детского сада «Звездочка» - Пенсионный фонд Черкесск, 20 июля 2018 года. В Хабезском районе сотрудники УПФР, совместно с представителями профсоюзов и общественных организаций Карачаево-Черкесии,
    20.07.2018 Пенсионный фонд
    2 ВЦП - Министерство сельского хозяйства КЧР В Карачаево-Черкесии в этом году в конкурсе на получение фермерских грантов по программе «Развитие семейных животноводческих ферм» приняли участие жители всех районов республики.
    20.07.2018 Министерство сельского хозяйства КЧР
    Прокуратура республики по результатам мониторинга реализуемых в республике государственных  программ выявила нарушения бюджетного законодательства в мэрии г.Черкесска.
    19.07.2018 Прокуратура КЧР