Сегодня в Государственной Национальной библиотеке КЧР им. Х. Б. Байрамуковой состоялся «круглый стол» на тему «Открытость муниципальной власти в КЧР: состояние и перспективы».
В его работе приняли участие депутаты Парламента республики Олег Жедяев, Сергей Хохлачёв и Салых Хапчаев, член Общественной Палаты РФ Азамат Тлисов, член Общественной Палаты Карачаево-Черкесии Людмила Шишова, менеджер по работе с органами власти КРОО «Южный региональный ресурсный центр» Михаил Савва, депутаты городской Думы Черкесска, представители органов госвласти КЧР, республиканской Прокуратуры, муниципалитетов, общественных и коммерческих организаций, СМИ. Вёл «круглый стол» его инициатор и организатор Олег Жедяев – депутат, директор АНО «Гражданская стратегия», автор двух республиканских законопроектов, принятых в прошедшем году: «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и государственных органов КЧР» и «О публичных слушаниях».
Открывая мероприятие, Олег Жедяев обозначил его главную цель – сформировать общественную рабочую группу по проведению мониторинга открытости сайтов муниципалитетов республики.
Дело в том, что согласно ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившего в силу в начале 2010 года, вся информация о деятельности указанных в законе органах должна размещаться в сети Интернет. Однако не все органы местного самоуправления республики следуют данной норме закона. В некоторых случаях информация, размещаемая муниципальными властями в Интернете, не соответствует обязательному перечню, указанному в законе.
Менеджер по работе с органами власти КРОО «Южный региональный ресурсный центр» Михаил Савва, профессор Кубанского государственного университета, говоря о проблемах, связанных с реализацией Федерального Закона, выделил главные: во-первых, качество предоставляемой муниципалитетами информации – у ряда поселений даже нет своей «странички» на сайте муниципального района, что является грубым нарушением закона; во-вторых, право на имя домена зачастую принадлежит не органу власти, а частному лицу или коммерческой организации - что чревато появлением недостоверной информации и, в-третьих, неполнота предоставляемой информации - зачастую на официальных сайтах муниципальных районов, поселений нет полного перечня подразделений, информации о должностных лицах, не размещаются нормативные документы, доклады глав, годовые отчёты, информация о работе с гражданами, что тоже является грубым нарушением закона.
Михаил Савва сказал также о том, что должностные лица должны нести ответственность за свои слова. «Все заявления, публичные выступления представителей власти должны размещаться на соответствующих официальных сайтах, закон это предусматривает», - подчеркнул он.
По словам М. Саввы, органы госвласти обязаны создавать условия для осуществления гражданами их законных прав в плане доступа к информации на официальных сайтах. Это позволит избежать негативного отношения граждан к властям, волнений в социально-активной прослойке общества.
В своём выступлении менеджер по работе с органами власти КРОО «Южный региональный ресурсный центр» Михаил Савва упомянул и том, что в Карачаево-Черкесии с целью успешной реализации Федерального Закона произошли серьёзные подвижки – принят новаторский республиканский закон, подобного которому нет нигде в СКФО - «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и государственных органов КЧР».
Участники мероприятия говорили о том, что необходимо контролировать ход реализации Федерального Закона, проводить просветительскую работу с населением. Поскольку немаловажным препятствием для развития взаимодействия и диалога жителей республики с властными структурами является плохая информированность большинства населения о тех правах и возможностях, которыми наделяет их закон.
В ходе «круглого стола» был также рассмотрен позитивный опыт соседей - в некоторых регионах уже созданы пункты социального доступа к сети Интернет. По мнению М. Саввы, органы госвласти и местного самоуправления должны создавать подобные пункты в своих учреждениях, библиотеках.
Поднимались в ходе рабочей встречи и вопросы, связанные с организацией официальных сайтов. По мнению собравшихся, официальный сайт должен быть прост для обывателя. «Порою на сайте есть вся необходимая информация, но чтобы её найти, надо как минимум быть «археологом», - отметил М. Савва.
Депутаты Парламента КЧР, в свою очередь, отметили, что законодательная база достаточно мощная, проблема в её реализации. Депутат, директор Государственной Национальной библиотеки им. Х. Б. Байрамуковой Салых Хапчаев, в частности, сказал: «Федеральный Закон значительно опережает республику. Мы не готовы к его реализации. Единственным местом в поселениях муниципальных районов, где можно было бы организовать пункт доступа к сети Интернет, является библиотека. А из 170 библиотек, существующих на территории республики, Интернет проведён лишь в 7».
Выход из создавшейся ситуации, по мнению депутата Сергея Хохлачёва, в контроле над главами администраций. «Надо заставить исполнять закон. Пусть привлекают соответствующих специалистов. В этой ситуации должны работать рыночные отношения».
Красной нитью всех выступлений была мысль о том, что реализация ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» приведёт к тому, что власть будет соответствовать запросам граждан.
По итогам «круглого стола» была принята резолюция и сформирована общественная рабочая группа по исследованию правоприменения ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в муниципальных образованиях на территории КЧР. Олег Жедяев предложил включиться в работу и довести её до логического конца к апрелю текущего года, а доклад с результатами мониторинга направить Главе КЧР, Спикеру Парламента республики, главам администраций муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесии, Председателю Общественной палаты КЧР и др. заинтересованным организациям и институтам гражданского общества.