Образовательный фронт: Игнорируя проблемы образования, можно в конечном итоге получить сокрушительный удар не только по престижу страны, но и по её безопасности. Министр-двоечник дорого обходится, но качество образования неуклонно снижается

Образовательный фронт

http://www.dal.by/news/2/31-01-15-2/

   

На фоне обсуждения темы давно назревшей и даже перезревшей необходимости структурных изменений в экономике сегодня нельзя упускать из виду и тему изменений в системе российского образования. Ведь образование - это нисколько не меньшая стратегическая отрасль, нежели экономика или военная отрасль.

Игнорируя проблемы образования, можно в конечном итоге получить сокрушительный удар не только по престижу страны, но и по её безопасности, учитывая то, что именно нынешним поколениям школьников и студентов определять государственную и общественную стратегию России в будущем.

Долгие годы слова о том, что в отечественном образовании необходимо "что-то менять", так и оставались словами (пока остаются таковыми и сейчас), хотя качество образовательного процесса и уровень подготовки выпускников как общеобразовательных, так и специальных (профессиональных) учебных заведений различных ступеней оказывались ниже и ниже. Ниже - отнюдь не по отчётам чиновников от образования. У чиновников на бумаге всё всегда хорошо - рост качества знаний, умений, навыков; повышение показателей... Ниже - это на деле, при ознакомлении с реальным багажом знаний и умений современных выпускников, с их объективными возможностями.

Нет, это нисколько ни камень в огород обучающихся или преподавательского состава. Просто система образования все последние годы выстраивалась таким образом, что от преподавателя требовалось ни столько объективное совершенствование уровня подготовки учащегося (студента), сколько подходящий отчёт перед вышестоящим лицом. А потому, знакомясь с отчётами наших образовательных учреждений, которые теперь принято называть организациями, порой складывается впечатление, что школы заканчивают сплошные вундеркинды, причём "вундеркиндизация" подрастающего поколения системна - от класса к классу, от ступени к ступени...

Цель - предоставить бумагу, на которой будет указано, какой прирост качества знаний в среднем по тому или иному коллективу обучающихся зафиксирован в том или ином учебном заведении. Появилось даже правило (сначала оно было негласным, а со временем обрело и вполне документальные черты): если процент качества знаний (то есть число "пятёрок" и "четвёрок" в классе (группе, на курсе, потоке и т.п. за отчётный период) по учебной дисциплине отдельно взятого преподавателя меньше, к примеру, 50%, то такой преподаватель квалификацию повысить не сможет, даже если он - потрясающий профессионал своего дела. То есть человек не получит бумагу о том, что он на основании своей работы стал обладателем новой (более высокой) категории. А без бумажки...

Посыл чиновников от образования таков: у профессионала в классе троечников или неуспевающих вообще быть не может - пусть лучше учит, или он не профессионал! И что такому преподавателю остаётся делать, если с "отличниками" и "хорошистами" обнаруживаются объективные проблемы (даже чисто статистически - объективно статистически)? Выходов два: либо попадать в струю и "рисовать" оценки "хорошо" и "отлично" всем подряд (даже тем, кто самого учителя воспринимает как некое недоразумение, появляющееся в аудитории), либо из системы уходить, так как переломить складывающуюся тенденцию при всех заявлениях об "учёте мнения опытных педагогов" - это, скорее, фантастика...

Такая ситуация, при которой система образования делает упор не на реальную подготовку востребованных кадров, а на любование порой нелепой отчётностью, по определению не способна дать позитивных результатов. Откуда таким результатам взяться, если "корочка" специалиста, полученного выпускником вуза, часто не отражает ровным счётом ничего - ни уровня его подготовки, ни качества знаний, ни реальной готовности работать по той специальности, которая в дипломе указана.

Однако бумажная волокита, отчётность ради отчётности - это далеко не единственный негатив, который превращает современную систему образования в нечто аморфное и не всегда перспективное. Ещё одна немалая проблема - это сложности со стандартизацией. Дело дошло до того, что образовательные стандарты перестали быть даже "скелетами" дидактической деятельности, то есть основой того, как учить, чему учить, по каким принципам учить и т.п. Сегодня почти любая образовательная организация имеет возможность писать фактически любые образовательные программы, пользоваться любыми учебниками и пособиями, основываться на любых "авторитетных" материалах при определении направления своей деятельности.

Множественность использования учебников в школах просто поражает воображение. Так, в 2012 году для школ Российской Федерации было издано (внимание!) 8600 наименований учебной литературы. Другими словами, на каждую учебную дисциплину изданы десятки учебников и пособий, которые вместе решают вовсе не задачу повышения уровня образования, а задачу пополнения личных счетов тех, кто такие учебники пишет (а чаще переписывает у других, внося незначительные добавления и меняя параграфы местами), издаёт и распространяет. 8600 - это только для школ. А есть ещё училища, техникумы, вузы...

Это сверхприбыльный бизнес, особенно учитывая тот факт, что в России около 7 млн. студентов одних только высших учебных заведений. Это, кстати, ещё один пример странностей в системе отечественного образования. Вузов и филиалов наплодили столько, что уже чуть ли не в каждом селе или пгт есть свой "университет". Вроде бы - благо... Доступность высшего образования... Но при учёте того, что в штате таких "университетов" лишь охранник и бухгалтер, занимающийся сбором денег за "обучение" со "студентов", то цель работы этих контор ясна.

Здесь нужно отметить, что российское правительство приняло программу, согласно которой число российских вузов к 2020 году должно сократиться на 40%, а их филиалов - на 80%. Решение выглядит радикально только на первый взгляд. Понятно, что без ляпов и коррупционных вывертов при объединениях, закрытиях и слияниях может не обойтись, но и продолжать плодить "выпускников вузов", которые всерьёз уверены, что в составе Украинских фронтов воевали исключительно украинцы, и что психрометр - это что-то из психиатрии, дальше нельзя.

Если эту псевдообразовательную вакханалию не остановить, не определиться, по каким рельсам вести дальнейший процесс обучения и воспитания, какие программы и стандарты брать на вооружение, то и в России скоро станут аплодировать "историческим" перлам Яценюка или Схетыны, обсуждать, сколько единиц нечистой силы способны пролезть через игольное ушко, и сколько денег можно заработать на продаже блюд "кровь младенца" и "жаркое из ватника"... Если не выстраивать систему образования, которая бы удовлетворяла интересам страны, экономики, общественным запросам, нормам гражданско-патриотического воспитания, здравому смыслу, то сложно ожидать от России не то что мощных рывков, но и вообще движения вперёд.

Володин Алексей

 

Министр-двоечник дорого обходится, но качество образования неуклонно снижается Как известно, расходы бюджета на образование в 2015-м сокращены по сравнению с прошлым годом до 4,7%. По страницам газеты «Правда», Лариса Ягункова 

Ещё на стадии обсуждения бюджета это вызвало шквал возражений. Однако глава правительства Д. Медведев отметил, что ещё до наступления 2015 года консолидированные расходы на образование составят 8 триллионов рублей. Комментаторы отметили, что эта цифра скорее всего предполагает финансирование различных образовательных программ, которые относятся к сфере социальной политики. И тут они не ошиблись. Только отчисления министерству образования и науки (минобрнауки) в конце прошлого года превысили 3 триллиона рублей.

Напомним: повсеместно идёт так называемая оптимизация учебных заведений, точнее говоря, закрываются сотни школ и лишаются лицензий десятки вузов. Учебная база сокращается, а расходы растут. Качество услуг (этим словом определяется теперь любая профессиональная деятельность) год от года падает, но бюджетные средства исправно осваиваются. Скажем, проведение ЕГЭ за последние два года подорожало в четыре раза. Но это сущие пустяки по сравнению с другими затратами: совершаются какие-то закупки и, соответственно, банковские операции, деньги перекладываются из кармана в карман, убытки списываются.

По заключению независимой экспертизы, подготовившей специальный доклад, 80% закупок, проводимых в сфере образования, носят ярко выраженный коррупционный характер. Прибавьте к этому абсолютно неэффективные расходы, например 400 миллионов рублей, потраченных работниками министерства на саморекламу. Но никакая реклама не спасает это ведомство в глазах народа. Образование — та сфера, которая наиболее открыта для обозрения: у многих дети учатся в школах или в вузах, стало быть, все проблемы на виду. И проблем этих столько, что впору за голову хвататься: вот что сделала с отлаженной всемирно известной образовательной советской системой команда коррумпированных чиновников, нацеленных на уничтожение интеллектуального потенциала страны.

Первая и самая очевидная беда — недалёкий крах школьного образования. Уважаемый директор московской школы с пятидесятилетним педагогическим стажем среди учебного года подаёт заявление о выходе на пенсию. Мотив вроде бы простой и ясный: возраст подошёл. В действительности замучил чиновничий волюнтаризм. Объединили две школы под его руководством — одну с гуманитарным, другую с математическим уклоном. Что делать — согласился. Через год присоединили третью, коррекционную — стерпел. Но когда к этому «кусту» подсадили ещё детский сад — ушёл. Иначе он никак не смог выразить свой протест против так называемой оптимизации, которая, вопреки всем чиновным заверениям, ведёт к насильственному приспособлению параметров одной образовательной программы к параметрам другой.

Оптимизация, как известно, предполагает поиск наилучшего варианта решения задачи при заданных требованиях и ограничениях. Ключевое слово тут — ограничения. В данном случае — речь о финансовых ограничениях. Проще говоря, школа задыхается от безденежья. Но в то же самое время в министерстве «распиливаются» громадные деньги. Министр Д. Ливанов любит называть какие-то круглые цифры, в которых якобы выражается месячная зарплата учителей. Недавно он заявил, что она за последние два года возросла на 60%. Послушать его, так школьный учитель получает сегодня около 30 тысяч. Можно со всей определённостью сказать, что учителя (не считая столицы) и в глаза не видывали таких денег. Сокращение расходов на образование сильно бьёт по школе. Все дополнительные поступления идут от частных лиц, то есть от родителей. За всё платят они, будь то дополнительные занятия, экскурсии, кружки, продлёнка. Но чиновники делают вид, что ничего этого не знают, — мол, что с них взять, если сам Ливанов публично уверяет, будто продлёнка у нас бесплатная.

Среднее образование становится платным — вот в чём истина. Это касается и школ, и техникумов, и колледжей. В таких условиях педагоги теряют нравственные ориентиры, а затем и профессиональные навыки, чувствуют себя зависимыми и беспомощными. Страх перед сокращением висит над ними круглый год. Многие уходят сами, если внезапно подворачивается более спокойное место. Текучка в школах огромная, причём выпускники педагогических институтов не спешат отдать долг государству. К тому же оптимизация высших учебных заведений в первую очередь коснулась именно этих вузов, причём страна недосчиталась нескольких тысяч выпускников. Зато ведомство сэкономило на зарплате. И нет нужды, что в сотнях провинциальных школ не хватает педагогов-предметников — хоть прочерки ставь в аттестатах. Затыкают дыры стажёрами и практикантами. Учитель биологии, как мы видели в известном фильме, преподаёт географию. Неудивительно, что при таком раскладе резко снижается уровень знаний.

Грозным предупреждением о надвигающейся катастрофе стало стремительное снижение нижнего порога баллов ЕГЭ, чтобы треть школьников вообще не остались без аттестатов. Прошли те относительно недавние времена, когда для поступления в вузы надо было набрать не менее 75 баллов по профилирующему предмету. Теперь хватит и 58. Что же касается минимального количества баллов, которое позволяет выпускнику средней школы претендовать на продолжение образования, то почти по всем предметам оно не превышает 40. Самые низкие цифры у иностранного языка — всего 22, математики — 27, истории и литературы — по 32. Преподаватели вузов стонут от нашествия неучей.

Ни для кого не секрет, что ЕГЭ, который по замыслу своих учредителей должен был поставить всех выпускников в равные условия, навсегда похоронить блат и коррупцию, на деле привёл к обратному результату. Давно стало ясно, что эта система «проверки знаний» в нынешнем её варианте не только не спасает от элементарного жульничества, но и поощряет его. Во многих регионах экзаменационными заданиями активно торгуют. Обезличка и нивелировка выпускных испытаний привели к разрушению основ русской и советской педагогической науки, заложенных ещё В. Водовозовым и К. Ушинским, развитых целой плеядой учёных Академии педагогических наук СССР и талантливыми практиками, такими, как С. Шацкий, А. Макаренко, В. Сухомлинский.

На очереди — развал высшего образования. Попытка подогнать нашу образовательную систему под так называемый болонский процесс уже успела нанести громадный вред нашему студенчеству. Все эти бакалавриаты и магистратуры, по сути, привели к снижению критериев высшей школы. Возрос срок обучения, а программы сократились.

В ближайшее время сполна проявит себя преступная политика минобрнауки в отношении педагогических и гуманитарных вузов, подвергшихся разрушительному реформированию. Оптимизация, проводимая по откровенно коррупционным схемам, породила хаос в системе высшего образования. Все прекрасно понимают, что мерилом эффективности высшего учебного заведения стали деньги, получаемые от торговли местами и дипломами. Только с помощью денег можно выторговать себе право на существование. Откупиться от чиновников не смогли такие видные творческие вузы, как МАРХИ (Московский архитектурный институт), Московская государственная художественно-промышленная академия (Строгановка), Литературный институт имени А.М. Горького, признанные «неэффективными».

Все эти «игры» министерство ведёт под бесконечные разговоры о «качественном образовании во имя страны». Достаточно вспомнить недавний пензенский форум «Общероссийского народного фронта», где 500 участников два дня говорили о развитии и доступности образования. Поддержать их приехал президент Путин. Однако поговорили и разошлись. Оргвыводы, кажется, были сделаны только по школьной форме. Возможно даже, что у детей появятся теперь школьные паспорта. Такие вот новации. Вообще-то, что ни затевает команда Ливанова, всё оборачивается какой-то насмешкой. Неожиданно без всяких объяснений отменяются золотые медали в школах и красные дипломы в техникумах, потом снова вводятся — по решению Государственной думы. Целый год ушёл на дебаты по этому поводу. Думе пришлось защищать от Ливанова и детей-сирот, которых он внезапно лишил льгот при поступлении в вузы.

На фоне бесконечных хлопот о создании нового учебника истории проводятся какие-то конкурсы, «круглые столы», обсуждения. Но учебника как не было, так и нет, хотя средства, выделенные на эту программу, исправно осваиваются.

А то вдруг Ливанов неожиданно заявляет, что все диссертации, написанные за последние два десятилетия, нуждаются в проверке. Конечно, подлогов и откатов в этой сфере множество, но проверить все диссертации практически невозможно. А между тем среди части кандидатов и докторов наук начинается паника. Но министру и его команде это только на руку. Главное — отвлечь внимание от подлинных образовательных проблем и получить дополнительные средства на финансирование новой программы, имеющей отношение к социальной политике. Ничто так не отвлекает от сути происходящего, как имитация бурной деятельности. Суть же заключается в том, что деятельность министерства образования и науки не только неэффективна, но  вредна и опасна для развития образования и сбережения творческого потенциала народа. Это видно невооружённым глазом. Тем не менее господину Ливанову и его команде всё сходит с рук.

У правительства РФ застарелая нелюбовь к народному образованию. Именно поэтому министерству много лет «не везёт с кадрами». Иначе и быть не может, если на руководящие посты правительство выдвигает людей, далёких от проблем воспитания и образования. Никто ещё не помянул добром бывших министров Э. Днепрова, В. Филиппова, А. Фурсенко. Все они безуспешно разрабатывали «концепцию современной реформы». Перед каждым стояла правительственная задача: уничтожить старую советскую образовательную систему и внедрить новую, рыночную, с оглядкой на пресловутый «болонский процесс». Все «отметились» как могильщики индивидуального подхода к школьнику, воспитательной системы, которая прежде была неразрывна с образованием.

Но явление Ливанова затмило всех. Некомпетентность его команды, неэффективность траты бюджетных средств, наконец, огульная «оптимизация» привели к окончательной утрате авторитета важнейшего ведомства. Ещё два года назад учёные отделения физических наук РАН (кстати, Ливанов позиционирует себя как физика-теоретика) протестовали против политики минобрнауки и требовали отставки своего бывшего коллеги, оценив его работу на «двойку». С ними солидарны представители многих общественных и творческих организаций. По данным ВЦИОМ, россияне второй год считают Ливанова самым худшим министром. Им давно уже недовольна и Государственная дума. Но поддержка главы правительства искупает всё: Ливанов остаётся на прежнем месте, поражая народ своими глубокими высказываниями, к примеру таким: «Недопустимо, чтобы выпускники средних школ не могли излагать свои мысли». Да уж, подмечено верно. И, можно сказать, самокритично. Ливанов, конечно, уйдёт — спасти его не удастся. Но дело-то не в очередном министре-двоечнике. Дело в общей концепции «реформ», которые проводятся с оглядкой на Запад и ведут к полному краху системы массового образования.

  • 47 просмотров
  •  
    По теме
    Учиться финансовой грамотности никогда не поздно, а проверить накопившиеся знания ученики 1-9 классов Карачаево-Черкесии могут на олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству.
    Судья Прикубанского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Семенов Борис Салихович в актовом зале МКОУ "СОШ № 6" прочитал лекцию для учащихся 9-11 классов г. Черкесска на тему: «Виды ответственности несовершеннолетних».
    ЧЕРКЕССК, 24 марта. DENRESP.RU – Глава КЧР Рашид Темрезов написал в своём официальном ТГ канале, что 24 марта жители Карачаево-Черкесии присоединятся к общенациональному трауру.
    Сегодня, в Центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Карачаево-Черкесской Республики «Спутник» состоялся финал республиканского этапа Всероссийского конкурса профессионального маст
    ЧЕРКЕССК, 20 марта. DENRESP.RU – В стенах КЧГТА в Черкесске прошло торжественное открытие регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству “Профессионалы” 2024.
    Для абитуриентов проходит первичный психологический отбор в ВУЗы МЧС - МЧС России Каждый год Главным управлением МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике проводится отбор кандидатов для поступления в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования МЧС России.
    МЧС России
    IMG_3878 - КЧГУ Это мероприятие, проведенное в сотрудничестве с пожарной службой города Карачаевска и Карачевского района – важная составляющая в системе обучения правилам поведения при чрезвычайных ситуациях.
    КЧГУ
    Управление Роспотребнадзора по КЧР сообщает, что климатические условия прошедшего зимнего периода способствуют  ранней активизации насекомых, в том числе клещей, являющихся переносчиками ряда инфекционных заболеваний.
    Роспотребнадзор
    Глава КЧР Рашид Темрезов поздравил жителей и Главу Кабардино-Балкарии Казбека Кокова с Днём возрождения балкарского народа - РИА Карачаево-Черкесия 28 МАРТА . ЧЕРКЕССК . Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов в своему официальном телеграм-канале поздравил жителей и Главу Кабардино-Балкарии Казбека Кокова с Днём возрождения балкарского народа.
    РИА Карачаево-Черкесия