На этой неделе министр культуры Владимир Мединский снова защищал российское кино. Отбиваться пришлось от целого медведя.
Его зовут Паддингтон и, как настоящий английский джентльмен, он носит шляпу. Милейшего мишку любят зрители и особенно ждут дети. Ждать осталось совсем недолго, говорили зрителям, – премьера «Приключений Паддингтона – 2» в кинотеатрах должна была состояться 18 января. Но министр Мединский решил, что сейчас нужно смотреть отечественное кино, а это иностранное зверье кинотеатры пусть показывают в феврале.
Из битвы с медведем Мединский вышел настоящим победителем – ведь только министр может выдать фильму специальное прокатное удостоверение, без которого ни один кинотеатр не может показывать кино или продавать билеты. И за день до анонсированной премьеры чиновники вручили прокатчику «Приключений Паддингтона – 2» удостоверение, где указали, что фильм может выйти в кинотеатрах только с 1 февраля. А значит, все сеансы в январе отменяются.
«Постойте! Но мы уже купили билеты на Паддингтона, вот они, на субботу, как же так?» – возможно, спросите меня вы.
Дорогая жертва российского кино, отвечу я вам, – бюрократия, как известно, изобретательна, и пути ее извилисты. Прокатчик «Приключений Паддингтона – 2» – кинокомпания «Вольга» в конце 2017 г. подала документы в Минкультуры на получение прокатного удостоверения, где указала 18 января 2018 г. как планируемую дату начала проката. В конце 2017 г. в реестре прокатных удостоверений, который ведет Минкультуры, появилась запись о фильме с Паддингтоном, в ней был указан номер прокатного удостоверения картины. Чуть позже карточка с фильмом появилась в электронной государственной системе учета кинобилетов (ЕАИС). И если в реестре на сайте Минкульта не отражается утвержденная чиновниками дата премьеры фильма в России, то в ЕАИС такая даты премьеры истории о медведе появилась сразу – это было 18 января.
Как только в ЕАИС появилась карточка фильма с номером прокатного удостоверения, кинотеатры поставили первые сеансы с Паддингтоном на середину января и открыли продажу билетов.
Но оказалось, что реестр прокатных удостоверений Минкульта – не совсем настоящий реестр. Как бы объяснить: вот реестр Роскомнадзора зарегистрированных СМИ – настоящий. Если в этом реестре указан номер свидетельства о регистрации газеты «Ведомости», будьте уверены – газета «Ведомости» действительно зарегистрирована как СМИ в России.
Министерство же культуры вносит фильм в реестр, указывает номер прокатного удостоверения, но само удостоверение, бумажный документ, выдает потом. Иногда через несколько недель после внесения записи в реестр, иногда прямо в последний день перед прокатом. Далеко не всегда виноваты чиновники – прокатчики порой тоже не спешат с оформлением документов. И вот пока на руках у прокатчика нет самой бумажки, прокатное удостоверение – оно как кот Шредингера, оно одновременно есть и его как бы нет. Запись в реестре или ЕАИС ничего не значит, никакой юридической силы не имеет, заявляет Минкультуры. Против такой бюрократии обычно спасает здравый смысл: раз в реестре есть номер удостоверения, а в ЕАИС – дата премьеры, значит, можно рекламировать фильм и продавать на него билеты. Кинотеатрам странно ожидать подвоха от чиновников, которые уже как бы разрешили прокат, правильно? Вот и неправильно. Сегодня Паддингтона разрешили, а завтра – передумали. Сегодня один реестр, завтра – другой, сегодня одна бумажка, а завтра нам выдадут совсем другую. Не расслабляемся, дорогие дети.