19 января 2017 года, в Общественной палате КЧР состоялось Пленарное заседание на тему: «Воспитание личности в рамках реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Участниками заседания стали представители законодательной и исполнительной власти региона, государственных структур, руководители общественных организаций, а также руководители образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. В мероприятии также принял участие благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа протоиерей Александр Нартов.
Открывая данное мероприятие, Председатель Общественной палаты КЧР – В.М. Молдованова, подчеркнула:«Воспитание личности – сложный, комплексный, многомерный процесс, осуществляемый самыми различными общественными институтами. Однако, своеобразным центром и фокусом воспитания, несомненно, выступает семья. Ведь общество дано ребёнку, прежде всего, в виде семьи и его ближайшего окружения, вырастая из которого он всё больше будет включаться в жизнь».
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем региона, о его молодом поколении. Всё больше меняются нравственные ориентиры, появляется бездуховность, агрессивность. Поэтому актуальность проблемы воспитания молодого поколения связана, с подготовкой широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Большим достижением стало закрепление на законодательном уровне особого статуса воспитания как приоритетной государственной задачи в утвержденной Правительством России Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29 мая 2015 года).
«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей общероссийские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите родины», — отметила в своем докладе первый заместитель министра образования и науки КЧР — Е.М. Семенова.
В Стратегии выделяются следующие приоритетные направления развития воспитания: развитие социальных институтов воспитания, среди которых особо выделяется семья, образовательные организации; обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, где особое место занимает духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.
В республике, ежегодно к участию в мероприятиях патриотической направленности привлекается более 13 тысяч учащейся молодежи, более 7 тысяч студенческой молодежи и более 3 тысяч граждан разных категорий. Для проведения мероприятий данной направленности используется потенциал республиканского центра народной культуры, театров, библиотек и музеев. Кроме того, налаживается система взаимодействия вышеуказанных учреждений с религиозными организациями.
Особое значение в процессе воспитания и формирования личности участники заседания уделили роли образовательных учреждений. Сегодня перед общеобразовательными учреждениями стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности.
Благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа протоиерей Александр Нартов обратил внимание присутствующих, что главным институтом в процессе воспитания личности была и остается семья.«Некоторые говорят, что ребенка должен воспитывать родитель, другие — школа, третьи – улица. Если мы говорим о развитии личности, то мы должны понимать, что только личность воспитывает личность. На первую роль выходят не институты общества, а люди. Учитель – пример для ученика, родитель – пример для ребенка, старший товарищ – пример для подрастающего поколения. Мы сами воспитываем наших детей. Какие мы, такими и будут наши дети», — подчеркнул он.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание молодого поколения на негативное в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать молодежь от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Уполномоченный по правам ребенка в КЧР А.Х. Абазалиева отметила:«Предыдущие два десятилетия мы забыли о том, что наш задача не просто воспитать образованного человека, но и человека, который обладает четкими нравственными ориентирами. Эта стратегия говорит о том, что государство понимает, что воспитание, это часть национальной безопасности. Ведь бесполезно создавать какие-то системы защиты государства, если при этом граждане самого государства не готовы его защищать и отстаивать. Наши предки, народ имеет огромный опыт по воспитанию детей, и если наши народы взращивали людей, которые сумели защитить свою страну в Великой Отечественной войне, то и мы должны суметь. Мы должны черпать опыт предыдущих поколений и при этом учитывать влияние на сознание детей инновационных технологий»
Нравственное развитие подрастающей личности — это процесс обретения его моральной свободы, когда личность эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний внешней среды и от влияния собственных импульсивных желаний.
Участие общественности в обсуждении вопросов реализации Стратегии является одним из важных аспектов, гарантирующих создание реальной общественно-государственной системы воспитания на традиционных духовных российских ценностях.
По итогам «круглого стола » были выработаны рекомендации, которые будут направлены в соответствующие структуры для принятия мер.
По материалам сайта Общественной палаты Карачаево-Черкесской Республики