Новости города БезФормата.Ru
Черкесск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Чему не учат в университетах

mobile_high-1ufn - Kchrline.Ru
Фото: kchrline.ru

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский о том, какие навыки нужны современным выпускникам

В отечественном дискурсе, связанном с высшим профессиональным образованием, все чаще возникают понятия, которых вчера еще не было. Например, «скиллз» (skills), обозначающие новые навыки или профессиональные компетенции. Вместе с появлением термина встает вопрос, какие из них сегодня являются самыми востребованными со стороны работодателей и как трансформировать программы, чтобы не пострадало ядро профессии.

В этом контексте есть смысл говорить не о конкретных навыках (для каждой профессии они будут разными), а о группах компетенций, актуальность которых признается всеми руководителями высококонкурентных компаний. Еще недавно их было две: «твердые» и «мягкие» навыки (hard skills и soft skills).

К первым относится все, что можно довести до автоматизма в той или иной профессиональной сфере. Скажем, для пилота это умение поднимать в воздух и сажать самолеты, для музыканта – чтение нотного текста, а для программиста – владение искусственными языками. Вторая группа навыков позволяет человеку быть успешным независимо от специфики основной деятельности. Она включает умения убеждать других, презентовать себя и свои идеи, работать в команде, брать на себя ответственность, быть гибким и тому подобные. Фактически речь идет о коммуникативных и управленческих компетенциях. Однако в связи с тотальной компьютеризацией и цифровизацией, охватившими почти все производственные сферы и социальные практики, выделилась еще и третья группа навыков – цифровые (digital skills).

Долгое время считалось, что hard skills должны доминировать в этом триумвирате. Под их формирование была заточена вся система мирового высшего профессионального образования. Но потом усилиями ученых Гарварда и Стэнфорда была открыта вся «жесткая правда о мягких навыках». По их мнению, от 75 до 85% профессионального успеха зависит от soft skills и только 25–15% – от hard skills.

На мой взгляд, спорить можно не только о соотношении этих групп навыков в рамках тех или иных профессий, но и об их содержании. Например, для «нецифровых» профессий (врач, адвокат, актер, учитель литературы), digital skills – это некий стандартный пакет компетенций, необходимых им как рядовым членам современного сетевого цифрового общества. Тем, кто составляет техническую элиту этого общества, нужен совсем другой пакет. Более того, для представителей этой группы digital skills приобретают значение hard skills. То же самое происходит с soft skills. Части специалистов коммуникативные и управленческие навыки необходимы для поддержания общего профессионального уровня, а, скажем, для элиты педагогического и управленческого сообществ такие компетенции входят в пакет hard skills наряду с узко профессиональными знаниями. Ведь известно, что талантливые учителя отличаются от среднестатистических педагогов не столько глубиной своих знаний, сколько умением их донести, т. е. более совершенной коммуникацией.

Именно осознание значимости сначала «мягких», а затем и цифровых компетенций, перевернуло в течение последних 20 лет всю систему западного высшего образования. Что касается российских вузов, большинство из них до сих пор ориентированы прежде всего на формирование у будущих специалистов «базовых» (hard) компетенций, несмотря на то что львиная доля индивидуальных и корпоративных профессиональных достижений в современном постиндустриальном обществе обеспечивается «надстроечными» (soft и digital) умениями.

Отсутствие достаточного количества специалистов с хорошо развитыми soft и digital skills заставляет крупный и средний бизнес искать свои способы решения проблемы: открытие собственных корпоративных университетов, перевод и издание лучших книг по финансовым технологиям, менеджменту и саморазвитию (как это делает Сбербанк). Вслед за крупными компаниями глобальная смена парадигмы постепенно проявляется и в системе высшего образования.

Сегодня многие отечественные вузы (наш университет исключением не является) начинают экспериментировать с различными формами обучения. Палитра возможностей здесь довольно широкая: от включения в учебный процесс тренингов и семинаров по развитию soft skills (коммуникативных тренингов, навыков презентации и т. п.) до полной перестройки учебного процесса, в котором начинает доминировать система проектного или проблемного обучения. Не менее мощным для развития лидерских качеств ресурсом, которые также задействуют вузы, является внеурочная социальная деятельность студентов, связанная с практикой волонтерства и самоуправления. На мой взгляд, подобные инициативы для студентов являются одной из лучших форм инвестиций в свое развитие: объединение людей за счет личностного ресурса и работа в команде представляют собой очень эффективную тренировку soft skills.

Однако увеличение доли компетенций в структуре подготовки специалистов имеет и оборотную сторону медали, которую определяют риски поверхностного отношения к ядру профессии, быстрого освоения конъюнктурных знаний, обучения по верхам. Зачастую хорошо отточенные навыки коммуникации способны компенсировать отсутствие глубины и содержания, которые с развитием новых образовательных практик особенно важно не упустить из виду. К примеру, сегодня принято считать, что хороший ректор прежде всего управленец. Однако, как показывает жизнь, такая точка зрения имеет право на существование в случаях, когда речь идет о кризисных ситуациях. Для развития любой системы, что предполагает тонкую работу и большую чувствительность к профессиональной сфере, она неприемлема. В решении таких задач soft skills уходят на второй план.

Дискуссия о том, что считать основной профессионализма, сегодня крайне актуальна для многих сфер. Тем более что, несмотря на востребованность программ, связанных с развитием soft и digital skills, по-прежнему остается много открытых вопросов. Например, все ли люди должны быть лидерами или по крайней мере брать на себя такую роль? Велика ли вероятность, что со временем soft skills потеряют свою актуальность, уступив место digital-компетенциям? Наконец, каким должно быть ядро профессии и каковы ее границы? Это довольно непростые вопросы, ответы на которые влекут за собой появление целого комплекса новых задач (связанных как с перестройкой формы и структуры учебного процесса, так и с появлением новых критериев эффективности преподавания), потребуют подробного обсуждения в консолидированном сообществе.

На наш взгляд, один из возможных ответов на этот вопрос – ориентация на фундаментальность образования. Сохранение этого ядра (характерного для классических университетов) позволяет выпускать всесторонне развитого человека, способного к непрерывному развитию, пониманию универсальной картины мира, чувствительного к проблемам бытия и сохраняющего позицию исследователя по отношению к собственной профессиональной деятельности. Подобные цели достигаются за счет сочетания различных инструментов и дисциплин (например, включение в подготовку гуманитариев физико-математических и естественных наук и наоборот), раннего вовлечения студентов в получение нового знания, использования трансдисциплинарных методов исследования и т. п. Такой подход позволяет сохранить ориентацию на изучение глубинных закономерностей жизни (человека, природы и общества) и избежать зависимости от конъюнктурных знаний и умений. Что касается изменений, продиктованных возникновением новых потребностей в экономике и обществе, прежде всего они должны проявляться в образовательных подходах. А именно в использовании новых технологий, работе в коллективах над конкретными проектами компаний, выстраивании индивидуальных образовательных траекторий, тренингов и других инструментов, позволяющих студентам приобретать соответствующие навыки по мере изменения запросов со стороны экономики. Именно в этом ключе, сохраняя ядро и варьируя надстройки, причем самые современные, но которые с течением времени могут меняться, необходимо перестраивать профессиональные образовательные программы.

Однако результатом дискуссии о критериях эталонной модели образования и пропорциях hard skills и ключевых компетенций не может быть решение, единое для всех вузов. Каждый университет (мы видим это также на примере западного образования) должен выстраивать свою собственную историю – опосредованно, опираясь на культурную, страновую, региональную и историческую логику. К примеру, для нашего вуза определенным примером являются классические университеты (Оксфорд, Утрехт, Лунд и т. д.), которые, сохранив базовые принципы образования, претерпели серьезную трансформацию, позволившую им динамично развиваться в настоящее время.

Впрочем, калькирование невозможно, даже если речь идет о самых успешных практиках лидеров мирового рынка образования. Университеты должны проделать свой собственный путь «пешком», складывая свою собственную модель и отдавая себе отчет, что найденный вариант не может оставаться статичным. Поиск адекватных современной ситуации моделей образования – динамичный процесс, который следует запустить и поддерживать, сохраняя ядро, трансформируя форму и смещая акценты на развитие новых компетенций. Согласно запросам постоянно меняющейся реальности.

Автор – ректор ТГУ

https://www.vedomosti.ru

1 семинар - Министерство сельского хозяйства КЧР14-15 декабря в Российском государственном аграрном университете – МСХА им.
14.12.2017 Министерство сельского хозяйства КЧР
Школьники посетили пожарную часть города Черкесска - МЧС России Сегодня в пожарно-спасательной части №1 города Черкесска   прошел день открытых дверей для учащихся школы №17  города Черкесска.
14.12.2017 МЧС России
5 - КЧГУВ ознаменование 225-летия со дня рождения Николая Ивановича Лобачевского – создателя неевклидовой геометрии с 18 по 22 октября 2017 года в Казанском федеральном университете (г.
14.12.2017 КЧГУ
Школьники получают необходимые знания о российской пенсионной системе - Пенсионный фондЧеркесск, 14 декабря 2017 года.  В учебных заведениях республики продолжаются уроки  пенсионной грамотности.
14.12.2017 Пенсионный фонд
1 - КЧГУВ издательстве КЧГУ вышла в свет монография «Работа учителя информатики в условиях информационно-образовательной среды».
14.12.2017 КЧГУ
1 - КЧГУ13 декабря на историческом факультете состоялось посвящённое Дню Конституции Российской Федерации научно – практическое мероприятие “История Российской конституции и стран Азии (на примере Турции, Японии, Израиля)”.
14.12.2017 КЧГУ
1 - КЧГУ12 декабря студенты факультета экономики и управления КЧГУ приняли участие в IV ежегодном Межвузовском молодежном форуме «Управляй и совершенствуй», посвященном Дню Конституции РФ.
14.12.2017 КЧГУ
Прокуратурой Карачаевского района для студентов и преподавателей физико-математического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета им.
14.12.2017 Прокуратура КЧР
Инклюзия3 - КЧГУНеделя открытых дверей «В кругу друзей» – мероприятие под таким названием запланировано в ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д.
13.12.2017 КЧГУ
«Час кода!» - Усть-Джегутинский муниципальный районВ образовательных организациях района были  проведены тематические уроки  информатики в рамках четвертой Всероссийской акции «Час кода», посвященной Дню информатики.
13.12.2017 Усть-Джегутинский муниципальный район
1 - КЧГУ13 декабря на историческом факультете состоялось посвящённое Дню Конституции Российской Федерации научно – практическое мероприятие “История Российской конституции и стран Азии (на примере Турции, Японии, Израиля)”.
14.12.2017 КЧГУ
1 - КЧГУ12 декабря студенты факультета экономики и управления КЧГУ приняли участие в IV ежегодном Межвузовском молодежном форуме «Управляй и совершенствуй», посвященном Дню Конституции РФ.
14.12.2017 КЧГУ
1 - КЧГУВ издательстве КЧГУ вышла в свет монография «Работа учителя информатики в условиях информационно-образовательной среды».
14.12.2017 КЧГУ
Рустам Карсергенов, задержанный 9 декабря по делу об убийстве советника президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова, пока не дал признательных показаний, сообщил сегодня "Кавказскому узлу" представитель следствия.
13.12.2017 Кавказский узел
. - Politika09.Com. Теперь он предстанет перед судом Житель Зеленчукского района окажется на скамье подсудимых по обвинению в убийстве своей супруги.
14.12.2017 Politika09.Com
a0f76897a61a81afaae4472a87ad787a - Politika09.ComВ этом ее обвиняет прокуратура В скором времени в КЧР перед судом предстанет 78-летняя пенсионерка, обвиняемая в незаконном создании «фирмы-однодневки».
13.12.2017 Politika09.Com
Мастер-классы для педагогов дополнительного образования - Усть-Джегутинский муниципальный районВ рамках курсов повышения квалификации работников образования РГБУ ДПО «КЧРИПКРО» в Усть-Джегутинском Доме творчества были проведены мастер-классы, открытые занятия, экскурсия для педагогов дополнительного образования КЧР.
13.12.2017 Усть-Джегутинский муниципальный район
Республиканский черкесский драматический театр выиграл грант Министерства культуры в области поддержки современной драматургии.
13.12.2017 Черкесск-портал
В Ставрополе прошёл Фестиваль адыгской (черкесской) культуры «Адыгский мир» - Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати   В Ставропольском Дворце культуры и спорта 7 декабря прошел Фестиваль адыгской (черкесской) культуры «Адыгский мир» с участием творческих коллективов и исполнителей Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
12.12.2017 Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати
59 - Министерство  по физической культуре, спорту и туризмуНакануне в физкультурно-оздоровительном комплексе п. Новый Карачай завершилось первенство Республики по борьбе на поясах среди юниоров 1998-2000 гг.р., посвященное памяти героя Советского Союза Османа Касаева.
14.12.2017 Министерство по физической культуре, спорту и туризму
mobile_high-1om9 - Kchrline.RuКак человека, немного разбирающегося в олимпийской теме после семи лет работы в оргкомитете «Сочи-2014», меня удивляют лозунги в духе «Без нас Олимпиаде конец».
13.12.2017 Kchrline.Ru
Рашид Темрезов поздравил свою классную руководительницу Анну Юбко с 89-летием со дня рождения - Усть-Джегутинский муниципальный районСегодня Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов вместе с одноклассницами Ольгой Щеклановой и Светланой Власовой поздравил с Днем рождения свою классную руководительницу,
14.12.2017 Усть-Джегутинский муниципальный район
Сегодня Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов обсудил с главой администрации Усть-Джегутинского района Муратом Лайпановым итоги социально-экономического развития муниципалитета.
14.12.2017 Усть-Джегутинский муниципальный район
Рустам Карсергенов, задержанный 9 декабря по делу об убийстве советника президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова, пока не дал признательных показаний, сообщил сегодня "Кавказскому узлу" представитель следствия.
13.12.2017 Кавказский узел
12 декабря в здании Управление по вопросам миграции МВД по Карачаево-Черкесской Республике прошло торжественное мероприятие, приуроченное ко Дню Конституции Российской Федерации.
13.12.2017 МВД Карачаево-Черкесской Республики
Общероссийский день приема граждан - Усть-Джегутинский муниципальный район12 декабря 2017 года в день Конституции Российской Федерации, в  рамках Всероссийского дня приема граждан,  Глава администрации Усть-Джегутинского муниципального района Мурат Алибиевич Лайпанов провел личный прием граждан.
13.12.2017 Усть-Джегутинский муниципальный район