Россия вошла в топ-10 самых быстрорастущих рынков для Катара

Фото: kchrline.ru

Директор Агентства по туризму Катара Хассан аль-Ибрагим рассказывает о причинах отмены въездных виз и роли чемпионата мира по футболу – 2022 в развитии туриндустрии

В 2010 г. Катар, маленькая нефутбольная страна на северо-востоке Аравийского полуострова, сенсационно получил право на проведение ЧМ-2022 – одного из крупнейших спортивных соревнований в мире. Но и после этого Катар продолжал оставаться закрытым – получить визу в эту страну с абсолютной монархией было очень непросто. Катар – одна из богатейших стран мира, доходы которой обеспечены добычей природного газа, – привечал в основном единоверцев из других стран Персидского залива; доходы от туристов из других регионов эмират, сберегающий половину своих доходов, не очень-то интересовали.

Все резко изменилось в июне 2017 г., когда шесть арабских стран – Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Бахрейн, Йемен и Ливия – обвинили Катар в финансировании терроризма, разорвали с ним дипломатические отношения и объявили транспортную блокаду. И Катар решил открыться остальному миру: эмират оперативно изменил свою туристическую стратегию и отменил въездные визы для граждан из 80 стран, включая Россию. Каких и сколько туристов ждет Катар и что им предложит, «Ведомостям» рассказал директор Агентства по туризму Хассан аль-Ибрагим.

– Сколько сейчас туристов принимает Катар и какой вы планируете рост с учетом эффекта чемпионата мира по футболу 2022 г.?

– За последние 10–20 лет поток туристов в Катар постоянно рос, во многие годы рост выражался двузначными цифрами. В 2016 г. нас посетили 2,94 млн иностранных туристов, но в 2017 г. произошло снижение на 23% до 2,25 млн человек из-за введенной летом блокады со стороны нескольких арабских государств. Хотя в первые пять месяцев года число туристов выросло на 7%. В сентябре 2017 г. мы представили обновленную национальную стратегию туристического сектора. Ее цель – 5,6–5,7 млн туристов к 2023 г. и 7,8 млн – к 2030 г.

Минус 700 000 туристов

– Туристическую стратегию вы обновили очень быстро. Ведь транспортную блокаду Катару шесть арабских стран объявили в июне прошлого года. Она сильно ударила по вашей туриндустрии?

– Цифры очевидны. Мы на 50–56% зависели от Саудовской Аравии и других стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (в него входят в том числе ОАЭ, Бахрейн и Йемен). Эти государства запретили своим гражданам посещать Катар, количество туристов из стран совета сократилось в 2017 г. на 47% до 753 000 человек.

Мы компенсируем эти потери максимум за 2–3 года – диверсифицируя рынки, путем органического роста. Мы не уронили цены после блокады, несмотря на то что количество номеров выросло на 10% до 25 000. Но мы не хотим лезть из кожи вон только ради стремительного роста. Мы показали феноменальный рост [въездного туризма] после того, как в августе 2017 г. сделали въезд безвизовым для граждан 80 стран. Еще в 2016 г. поездка для иностранца в Катар была некоторым вызовом. Процесс получения визы был достаточно сложным.

Хотя, если оставить за скобками игру цифр, эта блокада – печальное событие, ведь приезжие из этих стран не рассматривались в Катаре как иностранцы, они были частью нашей культурной и социальной общности. Ценность наших отношений была том, что взаимодействовали люди, а не правительства. К сожалению, их здесь больше нет. Мы надеемся, что эти политические разногласия будут решены скоро. И люди снова смогут наслаждаться визитами гостей и друзей.

– Откуда помимо стран Персидского залива к вам приезжает наибольшее количество туристов?

– У нас огромное присутствие из Индии (333 700 в 2017 г.), но они в основном приезжают не для отдыха, посещают родственников и друзей. Много путешественников из Великобритании (120 500), США (101 000). (Катар – бывший протекторат Великобритании. – «Ведомости».)

Новые направления

– Что изменилось в туристической стратегии Катара?

– Стратегия туристического сектора сфокусирована на пяти элементах. Первый элемент – это управление, мы стараемся улучшить регулирование туристического сектора, пересматриваем законы, фокусируемся на системе классификации [средств размещения], что должно улучшить наше предложение. Второй элемент стратегии – развитие самого продукта. Мы стараемся определить пустоты в нашем предложении и заполнить их. Третий элемент – маркетинг Катара. В 2012 г. у агентства было очень скромное глобальное представительство – только один иностранный офис. Сейчас у нас свыше 10 офисов по всему миру: три в Китае, в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Сингапуре. Вскоре откроются офисы в России и Индии. Российское представительство согласуется с ростом Qatar Airways и перевозок из вашей страны. Появятся офисы в Скандинавии и Австралии. Четвертый элемент – развитие человеческого капитала в туристическом секторе. И, наконец, усиление роли центрального планирования, нашей организации, привлечение к управлению большего числа талантов.

– Сколько Катар инвестирует в объекты туриндустрии, предусмотренные вашей стратегией?

– Вложения, связанные с подготовкой ЧМ-2022, составят $40 млрд, уже проинвестировано свыше 65% средств, в основном в инфраструктурные объекты.

В ближайшие несколько лет фокус будет на инвестициях частного сектора. Мы хотели бы привлекать больше иностранных инвесторов в сектор. Наше агентство будет трансформировано в Национальный совет по туризму. Совет будет отчитываться перед специальным комитетом, в который войдут представители частного сектора, в основном владельцы отелей и туристических компаний. Председательствовать в комитете будет премьер-министр, в новой организации голос частного сектора, таким образом, будет лучше услышан, инвесторы будут ближе к центру принятия решений.

– Каких туристических продуктов не хватает Катару?

– Последние 10 лет фокус делался на выстраивании Катара как одного из сильнейших бизнес-направлений, куда люди приезжают и встречаются по делам, обсуждают идеи. Прямо сейчас не хватает солнечно-пляжного элемента. И мы усердно работаем над его развитием.

Не хватает круизного туризма. В 2017 г. через порт Дохи нас посетили 46 500 человек, почти трехкратный рост к 12 700 в 2016 г., а еще пару лет назад было 4000. Но потенциал этого сегмента далеко не исчерпан. Катар инвестирует 2 млрд риалов (около $540 млн) в развитие порта Дохи, к 2022 г. в страну ежегодно будут прибывать 250 000 человек на круизных лайнерах.

Также нам не хватает предложения по экотуризму. Мы определяем несколько предложений для частного сектора и инвесторов, как местных, так и международных, чтобы инвестировать в эти продукты в Катаре.

К 2022 г. мы ожидаем открытия нескольких курортов: какие-то из них расположены рядом с морем, а некоторые – в сердце пустыни и будут специализироваться только на соответствующей экзотике. В Катаре есть огромные заповедные территории, места с настоящей дикой природой – они будут важной частью этого продукта. Пока в Катаре есть только пустынные лагеря.

– Каково сейчас соотношение бизнес-туристов и отдыхающих?

– Деловые туристы, конечно, доминируют. Наша цель – довести долю отдыхающих к 2022 г. до 60–65%. Мы диверсифицируем наш продукт, чтобы не зависеть только от бизнес-туристов, так как этот сегмент очень цикличен. И диверсифицируем наши рынки, чтобы не зависеть от какого-то одного.

– Что предлагает Катар такого, чего нет у соседей? Например, ОАЭ – очень популярное направление отдыха, в том числе в России.

– Культурное предложение в Катаре очень сильно в сравнении с регионом [Персидского залива]. В Дохе находится единственный в мире музей исламского искусства. Есть музей современного арабского искусства. К концу 2018 г. будет открыт национальный музей. Очень интересны для туристов наши традиционные рынки, которые называются сук: один есть в Дохе, один – в Эль-Вакре, ближе к ЧМ-2022 появится еще один в Эль-Хауре. Они часть нашей культуры, очень аутентичные. Благодаря органичному развитию туризма есть возможность взаимодействовать с местными жителями. Это то, чего вы не увидите в регионе, – там фокус был на быстром развитии и массовом туризме. В Катаре расположены несколько крупнейших парков в регионе.

Наша стратегия определяет направление как туристический хаб с глубокими катарскими корнями. Акцент на сочетании современности и аутентичности. Доха последние десятилетия была центром развития, и сейчас это основное место притяжения туристов. Но в соответствии со стратегией будут строиться места размещения и в других городах. Это современные города с объектами исторического наследия, в том числе Эль-Зубара – форт с руинами [средневекового] укрепленного поселения ловцов жемчуга, который внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

200 000 человек из России

– Сколько россиян посещает Катар?

– По итогам 2017 г. года около 5000 человек, это рост на 15%, и Россия вошла в топ-10 самых быстрорастущих рынков для Катара. Но это только индивидуальные путешественники, пока нет никаких компаний, продающих или продвигающих это направление в России. Основной рост начнется в 2019 г., к 2023 г. мы ожидаем ежегодно как минимум 200 000 человек из России.

– Катар известен строгими правилами в том, что касается одежды. Запрещено употреблять алкоголь, на всю страну есть только один магазин, где можно купить спиртное. Не планируется немного ослабить правила в преддверии ЧМ?

– Я бы не сказал, что мы строгая страна. Туристы могут наслаждаться алкоголем в гостиницах уровня 4–5 звезд, в ресторанах, на курортах. Я бы рекомендовал туристам перед поездкой узнать побольше о Катаре, о местных жителях, потому что некоторые вещи могут быть оскорбительны для местных. Какие-то вещи неприемлемы – не только в Катаре, но и во всем регионе. Это просто другая культура.

Местные очень терпимы к приезжим, ведь взаимодействие с другими людьми – часть нашей культуры. Катар всегда был международным хабом. Люди здесь открыты. Но они были бы оскорблены, увидев кого-то на улице в неподобающей одежде. Люди здесь привычны к скромной одежде в публичных местах.

При этом в Катаре нет никакого неприятия спорта, мы проводим все виды мероприятий – соревнования по пляжному волейболу, плаванию. В Катаре много мест, где можно заниматься спортом или своим хобби.

– Что насчет пива? В России, как и в других европейских странах, пиво очень популярно у футбольных болельщиков.

– В Катаре пиво не будет доступно повсеместно. Мы очень маленькая страна, но у нас свыше 130 отелей, они находятся во всех уголках страны. Поэтому выпить не будет проблемой – в отелях, на пляжах, в ресторанах. Мы не получали отзывов от туристов о том, что они не могут насладиться алкоголем.

Влияние футбола

– Какой вклад внесет ЧМ-2022 в развитие туризма в Катаре?

– Катар давно принимает спортивные мегасобытия. В 2006 г. мы приняли Азиатские игры – по количеству участников это были одни из крупнейших Игр в истории. Мы принимали Кубок Азии по футболу, в 2019 г. примем чемпионат мира по тяжелой атлетике, в 2023 г. – чемпионат мира по водным видам спорта, скоро будет Кубок мира по бильярду.

У нас есть инфраструктура для проведения таких мероприятий, и мы воспринимаем их как возможность продвигать наши ценности и Катар как туристическое направление, выводить его на глобальный уровень.

ЧМ-2022 будет очередным мегасобытием, которое примет Катар. Но он – первый чемпионат мира по футболу в арабском мире – даст также возможность объединить регион Персидского залива, продвигать не только наши ценности, но ценности всего региона.

– Сколько вы ждете иностранных гостей во время самого ЧМ-2022?

– Чемпионат пройдет с середины ноября до середины декабря 2022 г., и в этот месяц мы ожидаем 1,1 млн иностранных туристов.

– Сколько гостиничных номеров дополнительно появится к ЧМ-2022?

– На разных стадиях строительства в Катаре сейчас 75 объектов на 17 800 номеров.

– Сколько новых работников потребуется отрасли?

– Сейчас в секторе заняты 60 000 человек. Чтобы обслужить планируемое количество туристов, стратегия предусматривает рост до 127 000 человек.

– А как возникла идея провести чемпионат мира по футболу в Катаре?

– Это была мечта нации и эмира (Хамад бин Халифа аль-Тани, правил с 1995 по 2013 г., когда уступил трон сыну. – «Ведомости») как минимум два последних десятилетия. Если речь о футболе, кто его не любит? Все фанаты футбола. Эмир сам играл в футбол, когда был моложе. Он и правящий эмир очень любят спорт, последний обожает играть в теннис. В стране развивалась инфраструктура, которая позволила претендовать на ЧМ.

– Футбол активно используется для продвижения Катара?

– Футбол будет важным компонентом нашего продукта и до, и после ЧМ-2022. Наша стратегия определяет такие направления развития, как городской и семейный отдых, бизнес-туризм, спортивный и культурный туризм.

Так, мы спонсируем парижский клуб Paris Saint-Germain (PSG, принадлежит Катару через госкомпанию Oryx Qatar Sports Investments. – «Ведомости»). На протяжении последних нескольких лет мы проводим в Катаре Зимний кубок, в рамках которого приезжает PSG со всеми [ведущими] игроками и играет матч с другим топ-кубом – соперниками в разное время были Real Madrid, Inter Milan. В 2016 г. Barcelona играла у нас с саудовскими клубами и агентство по туризму было партнером турнира. Последние три года Суперкубок Италии игрался в Дохе. Авиакомпания Qatar Airways – спонсор ЧМ-2018 в России, а международный аэропорт Хамад спонсирует Bayern Muenchen (авиакомпания и аэропорт принадлежат государству. – «Ведомости»).

Другой очень важный фокус для нас – это партнерства с футбольными ассоциациями. Катар спонсирует футбольные школы и игроков в нашей стране и регионе Персидского залива. Мы также фокусируемся на крупных спортивных мероприятиях, в которых могут принять участие все желающие, – это велогонки, чемпионат по триатлону Ironman. Ради долгосрочного развития Катар поддерживает чемпионаты для юных игроков.

Доха

https://www.vedomosti.ru

 
По теме
Показательные проблемы Романа Абрамовича - 09Biz.Ru Сложности с возобновлением британской визы у российского олигарха – это символ токсичности всех российских денег Внезапно возникшие проблемы с получением британской визы инвестора у Романа Абрамовича могут быть следст
25.05.2018
 
«Яндекс» и «Ростелеком» начинают продавать наружную рекламу - 09Biz.Ru Они разместят видеоролики на панелях внутри помещений «Яндекс» и «Ростелеком» подписали на Петербургском международном экономическом форуме соглашение о совместной продаже и размещении рекламы внутри помещений.
25.05.2018
Подписан  приказ Федеральной налоговой службы от 22.05.2018 № ЕД-7-20/323@  «О включении в реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники».
24.05.2018
 
Оцифровка страны как гибельная национальная идея. За «инновационной» идеей цифровой экономики скрывается система тотального электронного и финансового контроля граждан, миллиардные распилы, обогащение госчиновников, ростовщиков и цифровых лоббистов - КПРФ       Оцифровка страны как гибельная национальная идея   Ольга Четверикова   https://narzur.
24.05.2018
1 ПРИЕМ - Министерство сельского хозяйства КЧР Министр сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики Анзор Боташев провел очередной прием граждан по вопросам, связанных с деятельностью в сфере сельского хозяйства.
24.05.2018
 
 
«Яндекс» начал продавать фильмы - 09Biz.Ru «Кинопоиск» будет показывать премьерные фильмы и сериалы за плату «Яндекс» сообщил, что открыл онлайн-кинотеатр на сервисе «Кинопоиска»: там появился раздел «Онлайн», где можно будет посмотреть фильмы в высоком качестве.
24.05.2018
Отделом уголовного розыска Межмуниципального отдела МВД России «Зеленчукский» разыскивается без вести пропавший житель хутора Лесо-Кяфарь Зеленчукского района, Филиппов Владимир Иванович, 1956 года рождения.
25.05.2018 МВД Карачаево-Черкесской Республики
«Земной поклон творцам Победы» ко Дню Победы. - Министерство культуры 8 мая РГКУ «Карачаево-Черкесская республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих» провела литературно-музыкальный вечер: «Земной поклон творцам Победы» ко Дню Победы.
25.05.2018 Министерство культуры
К 80-летию Микаэля Хаджиевича Чикатуева - Министерство культуры 27 апреля 2018 года для учащихся средней школы № 2 был проведен литературный урок, посвященный 80-летнему юбилею известного абазинского поэта и прозаика Микаэль Хаджиевича Чикатуева.
25.05.2018 Министерство культуры
Выступления детей с ограниченными возможностями стали украшением регионального этапа Всероссийского конкурса "Земля талантов", второй раз подряд прошедшего по инициативе КПРФ в Карачаево-Черкесии image 1 - КПРФ View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full
25.05.2018 КПРФ
JPG Файл - МВД Карачаево-Черкесской Республики «Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев в рамках рабочей поездки по городам-организаторам Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 посетил Ростов-на-Дону»,
25.05.2018 МВД Карачаево-Черкесской Республики
33045238_1698717453543316_3851708224168263680_n - Politika09.Com Азамат Кубанов смог выйти в финал международного турнира На международном турнире по бразильскому джиу-джитсу сразу два представителя КЧР смогли завоевать высокие награды, как сообщает пресс-служба Минспорта республики.
25.05.2018 Politika09.Com
Выступления детей с ограниченными возможностями стали украшением регионального этапа Всероссийского конкурса "Земля талантов", второй раз подряд прошедшего по инициативе КПРФ в Карачаево-Черкесии image 1 - КПРФ View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full image View the full
25.05.2018 КПРФ